Павлова была и осталась легендой балета. Жизнь ее до сих пор вызывает множество споров и пересудов, но более всего людей интересует уникальность ее таланта. Анна Павлова не имела званий, не оставила своей школы танцев, труппа ее была распущена сразу же после ее смерти, а имущество распродано. Что же осталось?
Легенды, международные премии и призы ее имени, художественные и документальные фильмы и балетные номера, которые танцуют многие балерины мира. Еще остались фотографии, на которые мы можем увидеть и ее танец и кусочки ее личной жизни.
"Она не играла, а буквально "трепетала", и не танцевала – а просто-таки летала по воздуху... Можно было наблюдать собственно два спектакля: один – на сцене, другой – в зрительном зале; не только мужчины, но даже женщины не могли сдерживать волнения чувств и то и дело прерывали танцы госпожи Павловой одобрительными возгласами от глубины и напряженности испытываемых ощущений" (газета «Слово», 1905 г.).
Анна Павловна Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Петербурге. До сих пор нет достоверных сведений об ее отце. Даже в энциклопедиях отчество Анны дается то Павловна, то Матвеевна. Сама балерина не любила, чтобы ее называли по отчеству, в крайнем случае предпочитала называться Анной Павловной по фамилии.
В восьмидесятые годы прошлого века в театральном архиве Санкт-Петербурга был обнаружен документ, подтверждающий, что Матвей Павлович Павлов был женат на Любови Федоровне матери Павловой. Документ был датирован 1899 годом. Это означало, что он был жив в то время, когда девушке было уже 18 лет.
Мать была прачкой, а вот кем был отец не очень ясно, но теперь это не столь уж и важно. Девочка росла и в восьмилетнем возрасте неожиданно получила подарок - поездку в Мариинский театр. Вот тогда-то сказка танца, музыки и сцены навсегда вошла в ее жизнь, она "заболела" балетом. Уже в десять лет она стала ученицей Императорской балетной школы. Свою карьеру в Петербурге Павлова начала как и все: сначала выпускные экзамены, потом кордебалет, из кордебалета в первые танцовщицы и, наконец, в балерины.
В своей автобиографии, написанной в 1912 году, Анна Павлова вспоминала о своем детстве и первых шагах на сцене: «Первое мое воспоминание маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоем с матерью... Мы были очень, очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. Раз, когда мне было восемь лет, она объявила, что мы поедем в Мариинский театр….»
«С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс. «Хотела бы ты так танцевать?» с улыбкой спросила меня мама. «Нет, я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает спящую красавицу». Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь.»
«Мы не можем принять восьмилетнего ребенка, сказал директор балетной школы, куда привела меня мама, измученная моей настойчивостью. Приведите ее, когда ей исполнится десять лет». В течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорее сделаться балериной.»
« Поступить в Императорскую балетную школу это все равно, что поступить в монастырь, такая там царит железная дисциплина. Из школы я вышла шестнадцати лет со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась до балерины.»
По окончании школы в 1899 г. Павлова сразу была зачислена в труппу Мариинского театра. Ее дебют на сцене Мариинского театра состоялся в 1899 году в балете «Дочь фараона» на музыку Цезаря Пуни в постановке Сен- Жоржа И Петипа. Не имея ни протекции, ни имени, она некоторое время оставалась на вторых ролях. У худенькой, отличавшейся слабым здоровьем танцовщицы обнаружился волевой характер: она привыкла превозмогать себя и даже больной не отказывалась от выступлений на сцене.
Павлову приняли в Мариинский театр, но сольную партию она получила спустя лишь три года. Знаменитая "Баядерку", партия Никии, потрясла всех ценителей балета: Павлова не просто танцевала – она стала душой индианки и в течение танца выстрадала всю ее жизнь. Газеты писали о ней: "Гибкая, грациозная, музыкальная, с полной жизни и огня мимикой, она превосходит всех своей удивительной воздушностью. Как быстро и пышно расцвел этот яркий, разносторонний талант".
В 1900 г. в «Пробуждении Флоры» она получила партию Флоры. Потом ответственные роли стали следовать одна за другой и каждую из них Павлова наполняла особым смыслом. Оставаясь всецело в рамках классической школы, она умела быть поразительно оригинальна и, исполняя старые обыкновенные танцы, превращала их в подлинные шедевры. Петербургская публика вскоре стала отличать молодую талантливую балерину.
Вскоре Анна Павлова становится второй, а затем и первой солисткой. В начале 1903 года Павлова впервые танцует на сцене Большого театра. Начинается блистательный, но трудный путь Анны Павловой в балете, ее триумфальные выступления в городах Российской Империи.
Анна Павлова впервые в Европе в 1907 году и сразу же небывалый успех. Поразительный факт: в Стокгольме люди после спектакля в абсолютной тишине идут за экипажем артистки до самого отеля, не рукоплещут и не кричат "браво" - они оберегают покой и стараются не нарушить отдыха балерины. Потом в абсолютной тишине они стоят под балконом отеля и не расходятся. Павлова выходит на балкон и кланяется, благодарит и тут раздается шквал аплодисментов, в ответ она бросает им цветы...
В 1909 году судьба свела Анну Павлову с Сергем Дягилевым, который решил открыть оперный сезон в Париже. Павлова уехала за границу с дягилевской труппой. В Париже она и ее партнер Вацлав Нижинский сразу добились поразительного успеха. Пресса неистовствовала. Дягилев ставил все на этих артистов. Он вел переговоры не только о гастролях в Европе, но и в Америке, и в Австралии...
В 1910 году Анна Павлова ушла из Мариинского театра, создав собственную труппу. Павлова включила в гастрольный репертуар балеты Чайковского и Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту», интересные концертные номера. Балерина знакомила всех любителей балета с русским искусством.
Анна Павлова в балете "Сильфида"
Павлова подписывает выгодный, но очень жесткий, контракт с известным в то время театральным агентством "Брафф" в Лондоне и получает аванс, который тратит на то, чтобы вызволить любимого человека из тюрьмы. Этим человеком был некий Виктор Дандре. Он станет мужем Анны и ее ангелом-хранителем, исполнявшим любые желания и ведущим все ее финансовые и личные дела.
Анна странствует по миру. Она танцует в Америке, Африке, Мексике, Индии, Японии… Под дождями, на открытых, продуваемых всеми ветрами, сценах, давая по восемь, девять, десять выступлений в неделю! Она влюблялась в культуру каждой страны, которую посещала, и с удовольствием украшала репертуар народными мотивами. Конечно, деньги тратила с удовольствием, но, не имея детей, огромную часть своих средств посылала на содержание сирот.
Павлова поставила для себя ряд импрессионистических номеров, которые производили огромное впечатление только в ее проникновенном и элегантном исполнении ("Калифорнийский мак", "Осенние листья", "Японская бабочка" и другие).
В 1912 году Павлова и Дандре собирают свою постоянную труппу, арендуют в окрестностях Лондона особняк с колоннами Айви-Хауз – "дом, увитый плющом": теплицы, цветы, английский парк и кругом лебеди. Среди лебедей и любимиц Анны Павловой лебедь по имени Джек, преданный как собака и не отходящий от балерины ни на шаг.
Анна Павлова с любимым лебедем Джеком
Лебедь...этот образ обессмертил балерину. Сначала он не был умирающим. Балетмейстер и друг Николай Фокин придумал для Анны концертный номер на музыку Сен- Санса буквально за несколько минут, импровизируя вместе с нею. Сначала "Лебедь" в невесомой пачке, отороченной пухом, просто плыл в безмятежности. Но затем Анна Павлова добавила в знаменитые 2 минуты танца трагедию безвременной гибели, – и номер превратился в шедевр, а на белоснежной пачке засияла "рана" – рубиновая брошь. Анна Павлова в танце - "Лебедь"
Есть свидетельства, что Сен-Санс увидев Павлову, танцующую его "Лебедя", он добился встречи с ней, чтобы сказать: "Мадам, благодаря вам я понял, что написал прекрасную музыку!" Эта хореографическая композиция стала ее коронным номером. Исполняла она его, по мнению современников, совершенно сверхъестественно. На сцену, огромную или маленькую, спускался луч прожектора и следовал за исполнительницей. Спиной к публике на пуантах появлялась фигурка, одетая в лебяжий пух. Она металась в замысловатых зигзагах предсмертной агонии и не спускалась с пуантов до конца номера. Силы ее ослабевали, она отходила от жизни и покидала ее в бессмертной позе, лирически изображающей обреченность, сдачу победителю – смерти. Это был самый любимый ее номер. Анна Павлова в танце - "Лебедь"
"Приготовьте мой костюм Лебедя" - сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.
Интересная фотография - на фоне портрета Анны Павловой снялись деятели искусства, среди них Федор Иванович Шаляпин.
Анна Павлова. Умирающий лебедь
Ресурсы: php catalog.ru/data_picture_new/artist_682/picture/big_500/ayakovlev_2. jpg p_