Профессиональная компетентность педагога как условие внедрения и реализации ФГОС Семинар для заместителей руководителей ОУ МБОУ НГО «ООШ 11»
Учитель – это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В. М.
« Наша новая школа» «Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.» Слайд 25
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых чтобы качественно и продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. !!! профессионально компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность.
Что должен уметь компетентный педагог? Успешно решать свои жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; ориентироваться на рынке труда и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условия и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха; видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций;
связывать изучаемый материал с повседневной жизнью, с интересами учащихся; закреплять знания и умения в учебной и внеучебной практике; планировать учебное занятие с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов; ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися;
в совершенстве владеть методом «создания ситуации успеха»; привлекать прошлый опыт учащихся, создавая новый опыт без лишних временных затрат; привлекать экспертов и специалистов для обсуждения тех вопросов, в которых сам недостаточно компетентен; оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой; оценивать не только предметные достижения, но и развитие личностных качеств; видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности жить в социуме.
Педагог должен понимать, что: нужно быть готовым к постоянным переменам; строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно; главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – самые верные союзники учителя; любая человеческая деятельность красива и эффективна, и это представление передать ученикам.
Педагог должен остерегаться: по привычке считать себя самым главным и единственным источником знаний; передавать ученикам свой жизненный опыт и воспитывать их исходя из того, как был воспитан сам; придерживаться представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы правильного и неправильного решения различных проблем; следовать мелочным правилам и инструкциям.
Компетентность учителя – это синтез профессионализма (специальная, методическая, психолого-педагогическая подготовка), творчества (творчество отношений, самого процесса обучения, оптимальное использование средств, приёмов, методов обучения) и искусства (актёрство и ораторство).
Современный учитель должен успешно решать новые для него проблемы: как воспитать детей в духе толерантности в классе, в котором каждый третий – носитель собственного этнического мировоззрения, отличного от традиционного для данного социума; как повысить мотивацию обучающихся; как осуществить педагогическую поддержку одарённого ребёнка, осуществляющего обучение по индивидуальной образовательной программе; как преодолеть школьнику неуспешность в обучении и т.п.
NB! Школа не должна научить на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике…
Выявление уровня профессиональной компетентности учителя: 1 этап. диагностирования, тестирование; определение путей совершенствования профессиональной компетентности.
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога 2 этап. Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др. Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады. Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях. Участие в различных конкурсах. Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога Обобщение и распространение опыта. Аттестация. Творческий отчет. Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий. Самообразование. Разработка системы стимулирования деятельности учителя.
Анализ деятельности учителя 3 этап. Обобщение опыта. Разработка рекомендаций по дальнейшему совершенствованию профессиональной компетентности педагогов. Самоанализ деятельности.
Определение уровня профессиональной компетентности учителя Рабочая карта для проведения самооценки Критерии оценки профессиональных компетенций учителя
Диагностика уровня инновационного потенциала педагогического коллектива (ИППК) С целью выявления уровня ИППК разработан комплект анкет для учителей: Анкета: «Оценка потребности педагогов в развитии и саморазвитии» Анкета: «Восприимчивость педагогов к новому» Анкета: «Информационная готовность педагогического коллектива»
Анкета: «Мотивационная готовность педагогического коллектива к освоению новшеств» Анкета: «Антиинновационные барьеры учителей, препятствующие освоению инноваций» Анкета: «Уровень новаторства учителей в школьном коллективе».
Перспективой работы по данному направлению является решение следующих проблем: планирование методической работы на основе диагностики уровня профессиональной компетентности учителя; изучение уровня развития креативной компетенции, т.е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.
повышение уровня сформированности управленческой компетенции, то есть владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты. совершенствование рефлексивной компетенции учителей - умения самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад.
Спасибо, уважаемые коллеги! Учитель – это человек, который учиться всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить. Лизинский В. М.