Формирование грамматических навыков
1. Роль грамматических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции. 2. Цели и содержание обучения иноязычной грамматике. 3. Подходы к формированию грамматических навыков. 4. Технология формирования грамматических навыков. 5. Контроль уровня сформированности грамматических навыков.
1. Роль грамматических навыков в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции.
Грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания. В. Г. Гак
2. Цели и содержание обучения грамматической стороне речи в средних общеобразовательных учреждениях в соответствии с требованиями Госстандарта и программы.
Основной целью обучения грамматике в средней общеобразовательной школе – формирование у учащихся грамматических навыков как одного из важнейших компонентов речевых умений говорения, аудирования, чтения и письма.
Объектом усвоения выступают: Единицы изучаемого языка Действия, которые (иноязычный граммати- производят с этим чешский материал). материалом участники общения (навыки).
Грамматичешский минимум представляет собой набор структур, отобранный в соответствии с определенными принципами, необходимый и достаточный для использования языка как средства общения в заданных программой пределах и реальных для его усвоения условиях.
Грамматичешский материал Активный Явления, необходимые для продуктивных видов РД Пассивный Явления, наиболее употребительные в письменной речи, которые ученики должны узнавать на слух и при чтении
Принципы отбора в активный грамматичешский минимум 1. принцип распространенности в устной и письменной речи; 2. принцип образцовости (материал должен служить эталоном для построения по аналогии); 3. принцип исключения синонимических грамматических явлений
Принципы отбора грамматических явлений в пассивный минимум: 1) принцип распространенности в книжно-письменном стиле речи; 2) принцип многозначности.
Под грамматической межъязыковой интерференцией следует понимать замену системы грамматических признаков изучаемого языка другой, построенной под влиянием системы грамматических признаков родного языка.
Внутриязыковая грамматическая интерференция представляет собой замену системы грамматических признаков изучаемого языка другой системой, построенной под воздействием дифференциальных признаков изучаемого языка.
3. Подходы к формированию грамматических навыков
имплицитный эксплицитный дифференцированный
структурный метод «плюсы» длительная и специальная отработка динамичешский стереотип «минусы» механичешский, монотонный характер упражнений учащимся скучно отсутствует речевой характер отработки коммуникативный метод «плюсы» высокая степень мотивации учащихся разнообразие речевых контекстов использования «минусы» недооценка принципа сознательности большая подготовка со стороны учителя продолжительность во времени
дедуктивный метод индуктивный метод «плюсы» реализация принципа сознательности пооперационная отработка грамматического навыка большая автономия учащихся «минусы» трудность понимания грамматической терминологии грамматичешский навык существует сам по себе «плюсы» реализация проблемного обучения стимулирует самостоятельное языковое наблюдение развивает догадку по контексту «минусы» занимает много времени не все языковые явления можно объяснить индуктивно неверно выделенное правило приводит к ошибкам
структурный метод коммуникативный метод в основе – упражнения на отработку структурных моделей Аудирование речевых образцов с грамматической структурой в той или иной последовательности. This is а book. This is not а book. Is this а book? Хоровое и индивидуальное проговаривание образцов за учителем или диктором. Вопросно-ответные упражнения с учителем и в парах с использованием отрабатываемых структур. Is this а book? Yes, it is./No, it isn' t. Учебный диалог с несколькими структурами. В основе – коммуникативные упражнения. Предваряющее слушание материала в конкретной речевой ситуации. Имитация в речи при наличии речевой задачи, что исключает чисто механическое, бездумное повторение (хором и индивидуально с определенным чувством (радостно, грустно, гневно и т. д.), обращаясь к разным людям, в различных ситуациях и т.д. ) Группировка схожих по смыслу/форме фраз.What is your name?Where are you from?What is you phone number? Разнообразие ситуаций общения. Действия по аналогии в схожих ситуациях общения.
дедуктивный метод индуктивный метод От общего к частному. От правила к действию. Изучается правило. 2) Учащиеся находят данное грамматическое явление или структуру в предложениях или в тексте, называют его форму, объясняют, в каком значении оно употребляется в данном контексте. 3) Выполняются подстановочные упражнения по аналогии с образцом. 4) Происходит переход к упражнениям на трансформацию в соответствии с правилом. Например: раскройте скобки: поставьте прилагательные/ глаголы в нужной форме; перефразируйте предложения, используя данное начало/ указанное слово; найдите ошибки и исправьте их. 5) Переводные упражнения. с родного языка на иностранный. От единичного – к общему. Учащиеся сами формулируют правило, пытаясь через контекст осмыслить новое грамматическое явление, определить его форму и через контекст выяснить закономерности его употребления. 1) Дается текст или предложения, в которых часто встречается новое грамматическое явление. Учитель формулирует речевую задачу. 2) Формулировка учащимися правила образования/использования грамматической структуры, корректируемая учителем. 3) Выполнение упражнений на подстановку. 4) Выполнение упражнений на трансформацию. 5) Переводные упражнения.
Дифференцированный подход к обучению грамматике предполагает использование различных методов и приемов обучения, различных упражнений в зависимости от целей обучения, видов речевой деятельности, этапа обучения, языкового материала и особенностей учащихся.
4. Технология формирования грамматических навыков.
Грамматические навыки Языковые дискурсивно-логические, аналитические, осознанные действия вне условий речевой ситуации, выполняемые под контролем сознания. Речевые навыки правильного оформления речи «по чувству», т.е. на основе грамматических автоматизмов.
Этапы формирования грамматического навыка в продуктивной речи: 1) ознакомление и первичное закрепление; 2) тренировка; 3) применение.
Способы введения нового грамматического материала: практичешский теоретико-практичешский
Грамматически направленные упражнения: языковые упражнения, при выполнении которых внимание учащегося сосредоточено на овладении способом выполнения того или иного грамматического действия, на формальной стороне этого действия; условно-речевые упражнения, формирующие и развивающие речевые навыки, имеющие коммуникативную задачу, но заданную форму высказывания, т.е. те, которые имитируют реальную языковую среду в учебных условиях; речевые упражнения в естественной коммуникации в различных видах РД.
На втором этапе используются условно-речевые упражнения, грамматически направленные упражнения, отличительной чертой которых является то, что в качестве установки используется речевая задача говорящего.
Имитативные упражнения : Скажите, что Вы будете делать то же самое: I shall go to the museum on Sunday. I shall go to the museum on Sunday too.
Подстановочные упражнения: Поделитесь с товарищем, если у Вас есть другие намерения: I am going to write a letter to my pen- friend tonight. And I am going to help mother about the house tonight. …………..
Трансформационные упражнения: 1. Передайте товарищу мои слова: I have many friends. Olga Petrova says she has many friends. 2. Спросите у своего товарища: Ask your friend if he has seen this film. Dima, have you seen this film?
Третий этап – применение грамматического материала в речи. Примеры упражнений на применение грамматического материала в речи: докажите своему товарищу, что... выскажите ваше мнение о... прослушайте диалог и скажите, почему... приведите примеры из вашей жизни, доказывающие, что... сформулируйте советы (рекомендации) тем, кто собирается в туристичешский поход (на экскурсию, каникулы, в отпуск и т.д.).
Рецептивное усвоение грамматического материала включает три этапа: 1) ознакомление с новым грамматическим явлением; 2) тренировку и автоматизацию данного явления в чтении и аудировании; 3) применение.
Для формирования грамматических навыков аудирования и чтения (пассивная грамматика) С.Ф.Шатилов предлагает следующую классификацию упражнений: упражнения в анализе грамматических явлений (напр., разбор предложений); упражнения на выявление дифференцирующих признаков грамматических явлений; упражнения в автоматизированном восприятии грамматической структуры в речи.
5. Контроль уровня сформированности грамматических навыков.
Объектами контроля в грамматике являются: знание грамматического явления (грамматических правил),. процесс овладения способами действия с грамматическим материалом или результат этого процесса - грамматичешский навык.