{ Таможенное право ЕС
Таможенное право ЕС представляет собой совокупность принципов и норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с обеспечением таможенными органами государств- членов ЕС порядка перемещения лицами товаров и транспортных средств через границы таможенного союза ЕС Таможенное право ЕС как самостоятельная отрасль Права ЕС
В предмет таможенного права ЕС входят следующие основные группы отношений: отношения, связанные с прохождением лицами таможенных формальностей в процессе перемещения (ввоза/вывоза) товаров и транспортных средств через границы таможенного союза ЕС; отношения по установлению и порядку взимания таможенных платежей ЕС, включая применение системы тарифных преференций; отношения, возникающие в связи информированием и консультированием по таможенным вопросам, а также в связи с обжалованием действий, бездействий должностных лиц таможенных органов. Предмет таможенного права ЕС
Источники таможенного права ЕС – это формы выражения и закрепления норм таможенного права ЕС. К ним относятся: акты первичного права (учредительные договоры Европейских сообществ и Европейского Союза); акты вторичного права (нормативно- правовые акты институтов Сообщества); решения Суда Европейских Сообществ; международные договоры Сообщества и государств-членов; национально-правовые акты. Источники таможенного права ЕС
Субъектами таможенного права ЕС выступают: таможенные органы стран-членов; лица, связанные с перемещением через таможенные границы ЕС товаров и транспортных средств (декларанты, таможенные представители, адресаты таможенных процедур, экономические операторы)
Таможенная территория ЕС – это пространство, пересечение границ которого является основанием для осуществления таможенных формальностей и в пределах которого осуществляется свободное движение лиц, товаров и транспортных средств. Таможенный союз - это зона свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам-нечленам. Понятие таможенной территории, таможенного союза
Таможенно- тарифное регулирование внешнеторговой деятельности в ЕС включает в себя взимание таможенных пошлин и иных платежей, взимаемых при перемещении товаров через таможенную границу ЕС. В таможенном тарифе ЕС применяются три вида ставок таможенных пошлин. Ставка таможенной пошлины представляет собой фиксированную величину, являющуюся основанием для расчета размера таможенной пошлины. Специфические ставки таможенных пошлин устанавливаются в денежном выражении за определенную единицу облагаемых товаров. Адвалорные ставки таможенных пошлин определяются в процентах от таможенной стоимости товара (сумма таможенной пошлины рассчитывается как произведение таможенной стоимости и ставки пошлины в процентах). Комбинированные ставки включают в себя как стоимостные, так и количественные показатели, то есть сочетают в себе адвалорные и специфические ставки Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности ЕС
Таможенные формальности при ввозе товаров Согласно ст. 4 ТК ЕС под таможенными формальностями понимаются все операции (действия), которые должны быть выполнены соответствующими лицами и таможенными органами в целях соблюдения таможенного законодательства. К ним относятся: 1) прибытие товаров на таможенную территорию (непосредственно ввоз товаров на таможенную территорию ЕС); 2) предъявление товаров таможенным органам; 3) временное хранение товаров; 4) декларирование товаров; 5) разгрузка и перегрузка товаров; 5) помещение товаров под одну из выбранных таможенных процедур, 6) убытие товаров c таможенной территории ЕС.
К специальным процедурам относятся. 1) транзит (внешний и внутренний), 2) складирование (временное, таможенный склад, свободные таможенные зоны), 3) особые таможенные режимы (временный ввоз, режим окончательного назначения), 4) переработка товаров (внутренняя и внешняя). К таможенным процедурам в соответствии со ст. 4 ТК ЕС относятся: 1) выпуск товаров для свободного обращения (импорт); 2) специальные процедуры;3) экспорт. ТК ЕС определяет три вида таможенных процедур, в зависимости от которых устанавливается порядок взимания таможенных пошлин и иных платежей, а также применение иных мер регулирования внешнеторговой деятельности ЕС. Одной из ключевых таможенных формальностей ЕС является помещение товаров под таможенную процедуру. Все иные формальности носят подготовительный характер, они предшествуют помещению товаров под избранную соответствующим лицом таможенную процедуру. Таможенные процедуры
Условиями освобождения от уплаты пошлин являются: 1) возвращение товаров в срок, не превышающий 3 лет после вывоза товаров; 2) возврат товаров в том же состоянии, что и на момент вывоза. Освобождение от уплаты таможенных платежей
Продукты морского промысла освобождаются от уплаты импортных таможенных пошлин в случае, если они добыты в территориальных водах страны, не являющейся членом ЕС, на судне, зарегистрированном в одной из стран ЕС и плавающем под ее флагом. Продукты переработки таких товаров, полученные на борту плавающих заводов, также освобождаются от уплаты таможенных пошлин
Таможенные платежи ЕС – представляют собой обязательные сборы, взимаемые во всех государствах- членах на основе таможенных правил ЕС при перемещении товаров и транспортных средств через таможенные границы ЕС. К ним относятся: таможенные пошлины (импортные либо экспортные), установленные Общим таможенным тарифом ЕС; сельскохозяйственные пошлины и другие сборы; антидемпинговые и компенсационные пошлины; сборы, имеющие равнозначный эффект; налог на добавленную стоимость; акцизы. Уплата таможенных платежей
Под таможенным долгом понимается обязательство лица уплатить сумму импортной (таможенный долг по импорту) или экспортной пошлины (таможенный долг по экспорту) на определенные товары в соответствии с правилами Сообщества Таможенный долг
Таким образом, с принятием и введением в действие модернизированного ТК ЕС 2008 г. таможенное регулирование в ЕС было приведено в соответствии с международными таможенными стандартами. Это выразилось в следующих положениях ТК ЕС. использование электронного документооборота в сфере таможенного регулирования (представление таможенных деклараций и сопроводительных документов в электронной форме); обмен предварительной информацией между таможенными органами и иными компетентными органами ЕС в электронной форме; анализ и управление таможенными рисками с помощью информационных систем (применение форм таможенного контроля на основе системы управления рисками); упрощение таможенных формальностей (в ТК ЕС 2008 г. количество таможенных процедур сокращено); введение понятия «централизованного оформления», в рамках которого уполномоченные экономические операторы имеют возможность декларировать товары и уплачивать таможенные платежи в электронной форме по месту своего нахождения независимо от того, через какое государство - член ЕС товары были ввезены на таможенную территорию или в каком государстве-члене ЕС они были использованы. введение понятия уполномоченного экономического оператора – пользователя упрощенными процедурами таможенного оформления.
Спасибо за внимание