Введение в философию Введение в философию
2 Философия как тип мировоззрения Специфика философского знания Предмет и методы философии Функции философии Основной вопрос и основные направления философии Содержание
Вопрос 1. Философия как вид мировоззрения Мировоззрение целостный взгляд на мир и место человека в нем. В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения: мифология; религия; философия.
Мифология форма мировоззрения древнего общества, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы: происхождение Вселенной, Земли и человека; объяснение природных явлений; жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения; вопросы чести, долга, этики и нравственности.
Чертами мифа являются: Чертами мифа являются: очеловечивание природы (антропоморфизм); отражение социальных черт (социоморфизм); отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии); практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.); гилозоизм (витализм); противоречивость и алогичность; однообразие и поверхность мифологических сюжетов.
Религия форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир и от которых зависит существование человека и мира. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (вера) форма восприятия окружающей действительности. Этапы развития религиозного мировоззрения: ранние религиозные формы: анимизм, фетишизм, магия, культ предков, тотемизм политеизм монотеизм
Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм. Крупнейшие и наиболее распространенные в мире национальные религии: синтоизм; индуизм; иудаизм. Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций : объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей); культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру); нравственно-воспитательную (культивирует в обществе иде алы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).
Философия особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно: основано на знании (а не на вере либо вымысле); рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя); логично (имеет внутреннее единство и систему); опирается на четкие понятия и категории. Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции: Космоцентризм философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе). Антропоцентризм тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Вопрос 2 Специфика философского знания носит предельно общий, теоретический характер; содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук; во многом субъективно несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов; является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания; имеет качество рефлексии обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя); динамично постоянно развивается и обновляется; опирается на категории предельно общие понятия; неисчерпаемо по своей сути;
ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта); имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
Структура философского знания Философия Аксиология Этика Эстетика Логика История философии Историософия Социальная философия Философская антропология Гносеология Онтология
Вопрос 3. Предмет и методы философии Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела: онтология (учение о бытии); гносеология (учение о познании); человек; общество.
В рамках данных четырех основных разделов философии можно выделить множество изучаемых ею частных вопросов: сущность бытия; происхождение бытия; материя (субстанция), ее формы; сознание, его происхождение и природа; взаимоотношение материи и сознания; бессознательное; человек, его сущность и существование; душа, духовный мир человека; общество; общество и человек; природа;
природа и общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы человека, общества; экология, проблемы выживания; особенности познания; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; философские категории; диалектика и ее законы; иные вопросы.
Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются: Самостоятельные методы: диалектика; метафизика; догматизм; эклектика; софистика; герменевтика. Методы являющиеся одновременно направлениями в философии и философскими методами: материализм; идеализм; эмпиризм; рационализм.
Диалектика - метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.
Метафизика - метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности) ; статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).
Догматизм - восприятие окружающего мира через призму догм раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.
Эклектика - метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. (Использовался в средние века в религии, в настоящее время в рекламе).
Софистика - метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных как истинные посылок (суждений), новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу либо любой иной выгодной для принимающего данный метод. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, доказательства "чего угодно кому угодно" и использовалась как прием ораторского искусства.
Герменевтика - метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.
При материалистическом методе действительность воспринимается как реально существующая материя как основа мира, а сознание есть проявление, свойство материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в советской философии и имеет широкое распространение в современной российской.)
Суть идеалистического философского метода состоит в признании в качестве первоначала и определяющей силы идеи, а материи как производной от идеи, ее воплощением. Идеалистический метод особенно широко распространен в США и ряде стран Западной Европы.
Эмпиризм - метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания. ("Нет ничего в мыслях, чего бы до этого не было в опыте и чувственных ощущениях".)
Рационализм - философский метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума (то есть выведено из самого разума) без влияния опыта и ощущений. (Все можно подвергнуть сомнению, а любое сомнение это уже работа мысли, разума.)
Вопрос 4. Функции философии Функции философии основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Выделяют: мировоззренческую; методологическую; мыслительно-теоретическую; гносеологическую; критическую; аксиологическую; социальную; воспитательно-гуманитарную; прогностическую функции.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно- логические схемы, системы окружающего мира. Гносеологическая одна из основополагающих функций философии имеет целью достигнуть правильного и достоверного познания окружающей действительности (то есть изучить механизм познания).
Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Роль критической функции подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции расширение границ познания, разрушение догм, его модернизация. Социальная функция объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
Вопрос 5. Основной вопрос и основные направления философии Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Материя и сознание (дух) две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии онтологическая и гносеологическая.
Онтологическая сторона: Онтологическая сторона: что первично материя или сознание? Материализм ДуализмИдеализм
Материализм направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя. Следовательно: материя реально существует независимо от сознания; материя является не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю).
Виды материализма: Стихийный (Гераклит, Анаксимен, Анаксимандр) Метафизический (Ф. Бэкон; Дж. Локк; Б. Спиноза) Диалектический (К. Маркс, Ф. Энгельс) Последовательный(А.И. Герцен; Н.Г. Чернышевский, В.И. Ленин ) Непоследовательный (Л. Фейербах) Вульгарный(Г. Фохт, Моленшотт )
Виды идеализма: Идеализм направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух). В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Ф. Аквинский, Г. Гегель и др.); субъективный идеализм (Дж. Беркли, Д. Юм).
Объективный идеализм: идея первична; вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей"; "мир вещей" материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей"; каждая единичная вещь воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.); отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.
Субъективный идеализм: все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека; образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека; вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Дуализм (Р.Декарт): существуют две независимые субстанции материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления); все в мире производно либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи от материальной, идеи от духовной); в человеке соединяются одновременно две субстанции и материальная, и духовная; материя и сознание (дух) две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия; основного вопроса философии (что первично материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.
Деизм (особая форма дуализма) Ж. Ламетри, П. Гольбах, Х. Гельвеций Признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей. Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).
Гносеологическая сторона: Познаваем ли мир? Гносеологический оптимизм Скептицизм Агностицизм
Гносеологический оптимизм Представители гностицизма считают, что: мир познаваем; возможности познания не ограничены, вопрос только во времени.
Агностицизм мир непознаваем; возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума. И. Кант Учение об антиномиях разума Бог существует /Бога не существует Учение о феномене и ноумене. То, что входит в познавательные возможности человеческого разума, все равно не будет никогда познано, поскольку разум может лишь познать отображение вещи в чувственных ощущениях, но никогда не познает внутреннюю сущность данной вещи "вещи в себе".
Скептицизм - философская концепция выражающая сомнение в возможности познания мира человекам. Возможно мы можем узнать что-то о мире, но насколько достоверны наши знания мы никогда не сможем узнать.
Выводы основной вопрос философии достоверно не решен ни с онтологической, ни с гносеологической стороны и фактически является извечной (неразрешенной) философской проблемой.
Современный основной вопрос философии проблема человека, его существования, управления собственным духовным миром, взаимоотношений внутри общества и с обществом, его свободного выбора, поиска смысла жизни и своего места в жизни, счастья.
Спасибо за внимание! © Малькова Т.В., Шабалина Е., 2011 г. ЧелГУ МФ,