Специально для сайта «Учитель словесности» выполнил Голуб Кирилл Александрович
Городской пейзаж Интерьеры Сцены уличной жизни
«Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.» «Каморка его приходилась под самою кровлею высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.» «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.» «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины.» Приметы времени в романе Достоевского «Преступление и наказание»
Дворцовый мост
Когда писал Достоевский «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова., здесь и поселил его Достоевский, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам. Когда писал Достоевский «Преступление и наказание», жил он в той части Петербурга, где селились мелкие чиновники, ремесленники, торговцы, студенты. Здесь, в холодном осеннем тумане и жаркой летней пыли «серединных петербургских улиц и переулков», лежащих вокруг Сенной площади и Екатерининского канала, возник перед ним образ бедного студента Родиона Раскольникова., здесь и поселил его Достоевский, в Столярном переулке, где в большом доходном доме снимал квартиру сам. Петербург Достоевского
Дворцовая площадь
Было два Петербурга. Один – город, созданный гениальными архитекторами, Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающей нас и ныне вечной красотой и стройностью – «Полнощных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. Но был и другой – «дома без всякой архитектуры», кишащие «цеховым и ремесленным населением», Мещанские, Садовые. Подьяческие улицы, набережные «Канавы»; харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки и лотки мелких торговцев, ночлежки… Петербург Достоевского
Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу», несколько лет прожил он в одном из этих дворцов – знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью. И напротив, в каморках и на улицах другого Петербурга открылось Достоевскому такое неисчерпаемое содержание, такая фантастическая бездонность жизни – ситуации, характеры, драмы, - такая трагическая поэзия, каких ещё не знала мировая литература. «Проследите иной, даже вовсе и не такой яркий на первый взгляд факт действительной жизни, - записал Достоевский в «Дневнике писателя», - и если только вы в силах и имеете глаз, то найдёте в нём глубину, какой нет у Шекспира». Петербург Достоевского
Михайловский замок
Петербург - город контрастов. Петербург - город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе. Петербург – главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения. Петербург – главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения. Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.» Достоевский считал, что «большой город – дьявольское создание цивилизации – имеет на душу пагубное влияние.»
СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ И ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА Проблема преступления рассматривается практически в каждом произведении Ф. М. Достоевского. Писатель говорит о преступлении в общечеловеческом плане, сравнивая такой взгляд с различными популярными в то время социальными теориями. В Неточке Незвановой сказано: Преступление всегда останется преступлением, грех всегда будет грехом, на какую бы степень величия ни возносилось порочное чувство.
В романе Идиот Ф. М. Достоевский утверждает: Сказано не убий!, так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя. Но один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман Преступление и наказание. В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: Пишу роман о современном преступлении. В романе Идиот Ф. М. Достоевский утверждает: Сказано не убий!, так за то, что он убил, и его убивать? Нет, это нельзя. Но один из романов Ф. М. Достоевского практически полностью посвящен анализу социальной и нравственной природы преступления и того наказания, которое за ним последует. Это роман Преступление и наказание. В письме М. Н. Каткову Ф. М. Достоевский сообщал: Пишу роман о современном преступлении. Действительно, преступление для писателя становится одной из важнейших примет времени, современным явлением.
Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее. В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и русское общество начинает Причину этого писатель видит в падении общественной нравственности, которое было в конце XIX века очевидным. Рушатся старые идеалы, на которых было воспитано не одно поколение русских людей, жизнь порождает разнообразные социальные теории, пропагандирующие идею революционной борьбы за прекрасное светлое будущее. В сложившийся уклад русской жизни активно проникают элементы буржуазной европейской цивилизации и русское общество начинает отходить от многовековой отходить от многовековой традиции православного традиции православного взгляда на мир, взгляда на мир, популярным становится популярным становится атеизм. атеизм.
На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования сверхлюдей, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному Толкая своего героя на убийство, Ф. М. Достоевский стремится осознать причины того, почему в сознании Родиона Раскольникова возникает столь жестокая идея. Конечно, его среда заела. Но заела она и бедную Сонечку Мармеладову, и Катерину Ивановну, и многих других. Почему же не становятся убийцами они? Дело в том, что корни преступления Раскольникова лежат гораздо глубже. На его взгляды огромное влияние оказывает популярная в XIX веке теория существования сверхлюдей, то есть таких людей, которым дозволено больше, чем обыкновенному человеку, той дрожащей твари, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, человеку, той дрожащей твари, о которой размышляет Раскольников. Соответственно, и само преступление Родиона и само преступление Родиона Раскольникова понимается Раскольникова понимается писателем гораздо глубже. писателем гораздо глубже.
Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Ф. М. Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей. Смысл его не только в том, что Раскольников убил старуху-процентщицу, но еще и в том, что он сам разрешил себе это убийство, возомнил себя человеком, которому дозволено решать, кому жить, а кому нет. По мнению Достоевского, вершить людские судьбы способен только Бог. Следовательно, Родион Раскольников ставит себя на место Бога, мысленно приравнивает себя к нему. Что же это влечет за собой? Ф. М. Достоевский не сомневался, что только Бог, Христос должен быть нравственным идеалом человека. Заповеди христианства незыблемы, и путь приближения к идеалу заключается в выполнении этих заповедей. Когда Родион Раскольников ставит на место Бога себя, он сам начинает создавать для себя и определенную систему ценностей.
А это значит, что он разрешает себе все и постепенно начинает терять все лучшие качества, попирая общепринятые моральные нормы. Ф. М. Достоевский не сомневается: это преступление не только его героя, но и многих людей этой эпохи. Деизм дал нам Христа, то есть до того высокое представление человека, что его понять нельзя без благоговения, и нельзя не верить, что это идеал человечества вековечный. А что дали нам атеисты? спрашивает Россию Ф. М. Достоевский и сам отвечает: теории, которые порождают преступление, потому что атеизм неизбежно приводит к потере нравственного идеала, Бога в человеке.