Применение технологии развития критического мышления на уроках физики. Сатыбалдиева А.З., МОУ СОШ 95 г. Оренбурга
Технология развития критического мышления. Современные технологии сочетают две функции : - формирование компетентности; - её диагностика. Первоначальным этапом формирования компетентности является развитие критического мышления учащихся, поэтому методы и приёмы технологии развития критического мышления используются практически в любой современной технологии.
Технология развития критического мышления. Отличие критического мышления от других видов (Д. Клустер): 1) Самостоятельность мышления. 2) Информация. 3) Аргументированность высказываний. 4) Умение ученика выдвигать проблему и уметь её разрешать. 5) Социальность мышления.
Шесть шляп мышления (Э. де Боно) Учащемуся предлагается взглянуть на проблему, понятие с различных позиций. Функции шляп: - белая (всегда первая) – информация, факты; - зелёная (творческая, креативная) предлагает варианты решения проблемы (при полном отсутствии критики); - жёлтая (логический позитив) находит только положительное, привести аргументы;
Шесть шляп мышления (Э. де Боно) - черная (опасения, критика) находит негативные стороны того или иного варианта; - красная (эмоции, интуиция) – без аргументов; - синяя управляет процессом, делает выводы. На первом этапе белая и синяя – это учитель.
Пример: Белая: Ваня оказался в незнакомой местности. Необходимо срочно определить координаты. Как Ване определить широту места наблюдения? Зеленая (Ваня): - Определю высоту Полярной звезды, определю время наступления полдня … (и т.д.)
Пример: Жёлтая: - Хорошо, высота Полярной звезды может быть разной, может она как-то связана с широтой. Полдень тоже наступает в разное время в различных местностях, он тоже как-то связан с широтой… и т.д.
Пример: Чёрная: - Новый год наступает сначала на Камчатке, а потом идет по всей стране с Востока на запад, значит и полдень тоже связан не с широтой, а с долготой. И потом, где ты возьмёшь часы, чем ты будешь измерять высоту Полярной звезды? А если тучи? … (и т.д.)
Пример: Красная: - Ну, какие вы все умные! Синяя: (Объяснение учителя)
Синквейн 1 строка – одно слово, понятие, тема синквейна. 2 строка – два слова, прилагательные. 3 строка – три слова, глаголы. 4 строка – четыре слова, фраза, которая выражает отношение к теме. 5 строка – одно слово, синоним.
Синквейн Радиоактивность. Вредная, сильная. Убивает, лечит, преобразует. Больше осторожности – меньше вреда. Излучение.
Синквейн ? Положительный, отрицательный. Притягивает, отталкивает, взаимодействует. Неподвижный вредит, подвижный работает. ?
Кейс-метод Цель технологии – научить учащегося анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, предлагать альтернативные варианты решения, выбирать оптимальный вариант. (casus – необычная, запутанная ситуация.) Кейс – описание реальной ситуации, кусочек реальной жизни. Состоит из трёх разделов: 1) ситуация; 2) вопросы, задания; 3) информационный материал.
Скорость гоночной машины. Скорость (км/ч) ,20,40,60,81,01,21,41,61,82,02,22,42,62,83,0 0,51,52,5 Линия старта Расстояние по трассе (км) Скорость гоночной машины на трассе длиной 3 км (при прохождении второго круга)
Вопрос 1 Чему примерно равно расстояние от линии старта до начала самого длинного прямолинейного участка трассы? - 0,5 км - 1,5 км - 2,3 км - 2,6 км
Вопрос 2 В каком месте трассы скорость машины была наименьшей при прохождении второго круга? - На линии старта. - Примерно на отметке 0,8 км. - Примерно на отметке 1,3 км. - Примерно посередине трассы.
Вопрос 3 Что можно сказать о скорости машины при прохождении трассы между отметками 2,6 км и 2,8 км? - Скорость машины оставалась постоянной. - Скорость машины увеличивалась. - Скорость машины уменьшалась. - По данному графику невозможно определить изменение скорости машины.
Вопрос 4 S - линия старта A B C D E S S S S S Ниже изображены пять различных по форме гоночных трасс:S - линия старта. По какой из этих трасс ехала гоночная машина, график скорости которой приведен ранее?
Спасибо за внимание!