©Лебедева Евгения Игоревна, учитель русского языка МКОУ Новлянской основной общеобразовательной школы
«На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» Николай Максимович Шанский -О каких предложениях пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Как Н.М.Шанский своей цитатой подсказал нам необходимость изучения СПП?
Заполните кластер недостающими компонентами: сложные предложения бессоюзные сложносочиненные
сложные предложения бессоюзные союзные сложносочиненные сложноподчиненные с придаточными определительными с придаточными изъяснительными с придаточными обстоятельственными
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Отец и мама, (1) мне кажется, (2) очень довольны, (3) что я невысокий. Они-то ведь ждали ребёнка и хотят, (4) чтоб я на всю жизнь им остался. ГИАБанк ФИПИ 3, 4
ГИАБанк ФИПИ В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. Она,(1) казалось,(2) готова была благодарить его ещё час,(3) но он повернулся и убежал. И на первой перемене оказалось,(4) что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы. – Откуда у тебя цветы? – спросила учительница. – Это мне Витя подарил,(5) – спокойно сказала Лена. Все сразу зашушукались,(6) посмотрев на Витю,(7) а Витя низко опустил голову. 3, 7
Древние римляне утверждали: Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться. В чем особенность этого предложения? Перестройте данное предложение в предложение с косвенной речью. Древние римляне утверждали, что поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться.
1. Слышно было, как ветер трепал кусты деревьев. (В.Арсеньев) 2. Он знал, что основа всего – нравственность. (Ф.Достоевский) 3. Только теперь мы заметили, где находились. (Г.Федосеев) 4. Важно было то, что его никто не заметил. (М.Горький) Проведите исследование. Проанализируйте предложения. Что у них общего?
Ключевые слова ЦельРезультат Отвечают Установить вопросы Присоединяются Определить средства связи Находится Узнать, какое место занимают Поясняет Выяснить, какое слово поясняют Указательное слово Узнать, может ли быть указательное слово Союзы: что, как, будто, чтобы; союзные слова, частица – ли Падежные вопросы После главного Глаголы речи, мысли, чувства; реже другие части речи То, тот
1. Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? 2. Именно потому Пушкин – поэт действительности. 3. Пушкин почти всегда любил то, о чем писал, и делал прекрасно все, к чему прикасался. 4. Это его чудесное свойство, которое понял Белинский. Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным.
1. Аристотель писал Ясность главное достоинство речи. 2. Чехов настаивал Язык должен быть прост и изящен. 3. Во все времена богатство языка и ораторское искусство шли рядом утверждал А.П. Чехов. Расставьте знаки препинания, затем преобразуйте данные предложения в СПП с придаточными изъяснительными
1. Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и поясняют слова в главном предложении сложноподчиненного предложения. 2. Придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению только при помощи союзов. 3. Главное и придаточное предложения разделяются запятой. 4. Сложноподчиненными предложениями с придаточными изъяснительными передается косвенная речь. да нет да
повторили….. познакомились….. установили….. встретились с трудностями….. будем работать над…… Мы
- §11, - упр. 109, - определить по словарю лексическое значение слов «результат» и «эффект».
2. Заставка первого слайда: users/nag2591/ view/ ?page=4http://fotki.yandex.ru/ users/nag2591/ view/ ?page=4 1. Открытый банк заданий ГИА 2014 на ФИПИ 3. Портрет Н.М.Шанского