Безотметочное обучение в начальной школе Городской научно-методический семинар «Диагностическая и оценочная деятельность современного учителя в условиях работы по ФГОС второго поколения» ноябрь, 2013 г.
I. Оценка достижений школьников. Исторический аспект. 1 степень – «отлично хороший успех» 2 степень – «весьма хороший успех» 3 степень – «хороший успех» 4 степень – «успех удовлетворительный» 5 степень – «посредственный успех» 6 степень – «худой успех» 7 степень – «весьма худой успех» 5 – «отлично» 4 – «хорошо» 3 – «удовлетворительно» 2 – «посредственно» 1 – «слабо» 0 – «совершенное незнание»
2. Использование безотметочной системы в начальной школе. Традиционная пятибалльная система оценивания: не даёт полноценной возможности формирования у учащегося оценочной самостоятельности; затрудняет индивидуализацию обучения; является малоинформативной; часто имеет травмирующий характер.
«Я советую всем учителям: берегите детский огонёк пытливости, любознательности, жажды знаний. Единственным источником, питающим этот огонёк, является радость успехов в труде, чувство гордости труженика. Вознаграждайте каждый успех, каждое преодоление трудностей заслуженной оценкой, но не злоупотребляйте оценками. Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребёнке, его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы». В. А. Сухомлинский
Ш.А. Амонашвили - педагог - новатор, доктор психологии, профессор, академик Российской Академии образования
«Золотые» правила гуманной педагогики: Не доставляйте детям те неудобства, то раздражение и горе, которые доставляли вам когда – либо ваши учителя. Не мстите детям за ваше прошлое. Ребёнок будет тянуться к вашим урокам, если он увидит в них условие для более интересного и стремительного движения своей жизни. Учителя гордятся своими сильными учениками, а должны гордиться слабыми учениками, которые стали сильными. Есть учителя – предметники – те, которые идут к детям с предметом, а есть учителя – воспитатели – те, которые с детьми идут к предмету. Надо быть учителем – воспитателем и вместе с ребёнком идти к предмету.
Отметки – это костыли хромой педагогики или же жезл, олицетворяющий власть педагога. И входить в класс на костылях, класть на виду у детей жезл и так приступать к обучению, кажется педагогической аномалией. Ш.А. Амонашвили Как же действует отметка на учеников? «2» - уничтожающая «3» - равнодушная «4» - обнадёживающая «5» - торжествующая
Ф.П. Решетников « Опять двойка »
Основная цель безотметочного обучения - сформировать и развить оценочную деятельность детей, сделать педагогический процесс гуманным и направленным на развитие личности ребенка. Функции безотметочного обучения: здоровьесберегающая психологическая динамическая
«Портфолио» ученика является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность; развивать навыки оценочной и самооценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.