1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 16 Урок развития речи «Описание внешности человека». Урок создала учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Галкович Оксана Вячеславовна ст.Ильинская, 2013
2 «Твоя красота- это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.» (Рената Литвинова)
3 Установочные задания На сегодняшнем уроке нам предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные. Проанализируйте следующие портреты.
4 Констанс Мари Шарпантье. Мадемуазель Шарлотта дю Валь Дьонь. Почему картину можно назвать портретом? Опишите внешность художницы. Расскажите о героине картины. Портреты 18 века.
5 Боровиковский В.Л. Портрет М.И.Лопухиной. Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали. Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд, и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать, Уча его любить, страдать, прощать.
6 Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками. Опишите лицо и позу девочки. Ответьте на вопрос: чувствуем ли мы, что девочка позирует художнику. Какими деталями достигается данный эффект? Портрет 20 века.
7 Работа с текстом, записанным на доске. … была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх (М. Пришвин «Кладовая солнца»). - Кто эта «золотая курочка»? Как вы узнали? - По портрету литературного героя. - Что такое литературный портрет? (ученик сообщает). - Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям? - Можно. Автор любит Настю, поэтому употребляет слова курочка, носик, монетки, носик чистенький. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
8 - Какие особенности языка в художественном описании? -Использованы эпитеты (тесно им было), сравнения (как золотая курочка, как золотые монетки), - метафоры (отливали золотом, лезли во все стороны). - Этот текст – художественное описание. Мы видим, как автор относится к герою. Есть эпитеты, метафоры, сравнения.
9 А теперь творческая работа: перед вами портрет американского писателя Хемингуэя. Опишите его. Постарайтесь увидеть его внутренний мир.
10 Викторина. Задание: Определить, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках, ответить на вопросы: какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?
11 Он был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый, но сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Был он в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх.
12 Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая. До меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание.
13 Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был мужчина двенадцати вершков роста, глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик.
14 Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит, А сама – то величава, Выступает, будто пава, А как речь – то говорит, Словно реченька блестит.
15 По цвету По форме По своему выражению Синие, васильковые, голубые, серые Большие, маленькие, узкие, широко открытые Задумчивые, злые, внимательные, скорбные. Варианты описания глаз
16 Наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: « В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить».
17 Слово учителя. А теперь мы с вами побеседуем о послевоенном времени, когда наша страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Многие писатели, поэты и художники писали об этом времени, о жизни и учебе детей. Одним из таких художников является Федор Павлович Решетников. Какие картины этого художника, посвященные детям, вы можете назвать? - «Прибыл на каникулы», «Опять двойка».
18 - Мы сегодня побеседуем по картине «Прибыл на каникулы». Что же выдвинуто на первый план? Что вы подметили во внешности мальчика? Какие у него глаза? Какова улыбка? Что мы можем сказать о его взгляде? Что мы можем сказать о его фигуре? Как одет мальчик? Во что одет мальчик? Опишите дедушку. Как он относится к внуку?
19 Успехов в создании ваших творческих работ!