«Роль и функции классного руководителя в условиях модернизации системы образования» Зам. директора по ВР МБОУ Асекеевская СОШ Бакирова Э.Ю.
В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы.
Цель воспитательной работы современной школы: помочь взрослеющему человеку стать субъектом собственной жизни, способным на сознательный выбор, разумный отбор жизненных позиций, на самостоятельную выработку идей.
Ориентируясь на формирование личности обучающегося, признание ее ценности и необходимости для современного общества, нужно помнить, что она формируется личностью самого классного руководителя.
Цель деятельности классного руководителя: создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
Задачи деятельности классного руководителя: -формирование и развитие коллектива класса; -создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; -формирование здорового образа жизни; -организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
-защита прав и интересов обучающихся; -организация системной работы с обучающимися в классе; -гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками; -формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров; -организация социально значимой, творческой деятельности.
Деятельность классного руководителя Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе Устава школы и иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания владеть современными технологиями воспитания
Необходимо учитывать: уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя Организационно-координирующие Коммуникативные Аналитико-прогностические Контрольные
1.Организационно-координирующие 1. Организационно-координирующие обеспечение связи школы с семьей; установление контактов с родителями (законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога ДО); проведение консультаций, бесед с родителями (законными представителями) обучающихся; взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом школы;
организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организация воспитательной работы с обучающимися через проведение "малых педсоветов", педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий; стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей; взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом; ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя)
2. Коммуникативные: регулирование межличностных отношений между обучающимися; установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися; содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса; оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические: изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития; определение состояния и перспектив развития коллектива класса
4. Контрольные: контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися
Формы работы классного руководителя индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.): коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
Взаимодействия классного руководителя Ребенок Кл. руководитель Внутренний круг Внешний круг
Внутренний круг Учителя-предметники Педагог-психолог Педагоги дополнительного образования Социальный педагог Библиотекарь Медицинский работник Воспитатель
Внешний круг Семьи обучающихся Внешкольные учреждения культуры, спорта, здравоохранения и другие
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимы активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.
«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут» Януш Корчак