Конкурс компьютерных презентаций «Великие люди России» Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей Pedsovet.su» Художник - мыслитель Синицкая Лариса Валерьевна – учитель начальных классов Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Синицкая основная общеобразовательная школа» Адрес: Архангельская область, Устьянский район, п. Кидюга, ул. Лесная 19
Иван Николаевич Крамской (1837 – 1887) родился в городе Острогожске Воронежской губернии в бедной мещанской семье. У него рано проявились способности к рисованию, но долгое время он мог найти им применение, лишь работая ретушером у фотографа. В 1856 году он приехал в Санкт-Петербург, а годом позже поступил в Академию художеств. Во время обучения художник увлекся социал- демократическими идеями. Его взгляды на искусство сложились под влиянием В. Белинского, Н. Добролюбова, Н.Чернышевского.
И.Н.Крамской выделялся в среде художников не только большим талантом, но и сильным характером, смелостью и независимостью суждений. Товарищей привлекала его решительность, уверенность в себе. В 1863 году Крамской во главе студентов-выпускников открыто выступил против существующей в то время системы утверждения конкурсных программ. Четырнадцать человек покинули Академию и образовали самостоятельную Артель художников во главе с Крамским. Это была первая независимая организация русских художников, которая отстаивала реалистические методы в искусстве. С 1870 года Крамской – учредитель и идейный вождь Товарищества передвижных художественных выставок, страстный пропагандист реализма в искусстве.
Наиболее значительной его работой раннего периода стал автопортрет, написанный в 1867 году.
На протяжении своего творческого пути Крамской работал в различных жанрах, но самым ценным в художественном наследии Крамского являются портреты его современников гг. – вершина творчества Крамского-портретиста. На его полотнах – властители дум того времени: Л. Толстой (1873), Н. Некрасов (1877), П. Третьяков (1878), М. Салтыков-Щедрин (1879) и др. И. А. Гончаров. Портрет работы И. Н. Крамского г. Третьяковская галерея.
Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи. Некрасов в период «Последних песен»
Однажды Крамской и Шишкин поселились вместе в деревне. Рано утром выходили из дому – и сразу окружал их дремучий лес. Неподвижно чернели столетние дубы, тонкими молниями сверкали в ельнике березы, дорога, прорезанная черной глубокой рытвиной, круто брала вверх. Крамской любовался Шишкиным: до чего он смел и ловок в лесу – тут он все знает, как, что и почему. И Крамскому захотелось написать Шишкина – чтобы на холсте был и портрет и пейзаж: и сам Иван Иванович и любимый «шишкинский» лес. Так он и сделал. Портрет художника Шишкина
Художник, по Крамскому, должен не только в жизни, но и в живописи учиться искренне любить и ненавидеть. Он считал невозможным браться за кисть, если тема оставляет равнодушным. Мерилом именно такого миропонимания для него был Лев Николаевич Толстой, и в портрет великого писателя Крамской вкладывает представление об идеале человека: открытость добру, правде и справедливости, непримиримость к злу, лжи и лицемерию. Портрет писателя Льва Николаевича Толстого
Особое место в портретном творчестве Крамского занимают образы крестьян. Не темных, задавленных нуждой людей изображает он, а знающего себе цену, готового постоять за себя «Полесовщика» (1874) или обаятельного в своем мудром лукавстве Мину Моисеева (1882, этюд к картине «Крестьянин с уздечкой»).
Полотно «Христос в пустыне» (1872) стало событием Второй передвижной выставки. Крамской отрицал религиозный смысл своей картины. «…Это не Христос, - писал он, - …это есть выражение моих личных мыслей». Иисус Крамского скорее похож на русского интеллигента, изображенного в момент мучительных раздумий о своем предназначении, о выборе пути с тем, чтобы исполнить моральный и гражданский долг.
Вечную загадку женщины художник пытается разгадать в картине «Неизвестная». Кто она? Кого ждет, сидя в открытом экипаже и пряча озябшие руки в меховую муфту? Печаль или радость у нее на сердце? Похоже, молодая дама в модной шляпке со страусовым пером так и останется для всех таинственной незнакомкой.
В своем творчестве художник обращался и к пейзажной живописи: «Жуковка.Озеро» (1879), «Лунная ночь» (1880), «Сиверская. Река Оредеж» (1883). Лунная ночь Майская ночь
Известная картина «Неутешное горе» (1884) была написана в связи со смертью младших сыновей. В этой работе с чрезвычайной силой раскрыта глубина человеческого страдания, трагедия матери, стоящей у гроба ребенка. Неутешное горе
И.Н. Крамской приветствовал все новое и передовое, что появлялось в русском искусстве –х. гг. «Искусство обширно и неисчерпаемо. С каждым новым поколением открываются новые горизонты и новые пути», - писал он. Жизнь и творчество «рыцаря реализма» оставили глубочайший след в душе современников. «Русским гражданином» назвал его И.Е. Репин, продолжатель лучших традиций искусства Крамского. Крамской был художником – мыслителем. Он прекрасно владел не только кистью, но и пером. Отмечая его дар литератора, А.П. Чехов сказал: «Я жалею, что он не был писателем». Несмотря на болезнь, конфликты с коллегами и невзгоды последних лет жизни, Крамской продолжал работать. Он умер у мольберта, с кистью в руке.
Список использованных источников 1. Порудоминский В.И. Первая Третьяковка, - М.: Детская литература, 1979 – 127 с. 2. Соловьев В.М. Золотая книга русской культуры, - М.: Белый город, 2006 – 560 с. 3. Ушакова О.Д. Великие художники, - СПб: Издательский Дом «Литера», 2007 – 96 с. 4. Энциклопедический словарь юного художника Сост.: Платонова Н.И., Синюков В.Д. – М.: Педагогика, 1983 – 415 с. 5. Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. – М.: ОЛМА – ПРЕСС, – 351 с. 6. Фон для презентации с сайта Pedsovet.su