Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский.
Приемы, развивающие познавательный интерес. 1. Интерессное и необычное оформление класса и урока. 1. Интерессное и необычное оформление класса и урока. Используются загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым обучают. Используются загадки, головоломки и игры, демонстрирующие понятия, которым обучают. По новому оформляется классное помещение и парты. По новому оформляется классное помещение и парты. Обеспечение урока музыкальным сопровождением или плакатами, относящимися к изучаемому материалу. Обеспечение урока музыкальным сопровождением или плакатами, относящимися к изучаемому материалу. Приглашение на уроки гостей. Приглашение на уроки гостей.
Приемы, развивающие познавательный интерес. 2. Связь учебной информации с жизненным опытом школьников. 2. Связь учебной информации с жизненным опытом школьников. При введении новой темы узнать у учеников: При введении новой темы узнать у учеников: - что знают об этой теме, - что знают об этой теме, - что слышали или читали, - что слышали или читали, - какие ассоциации и идеи возникают. - какие ассоциации и идеи возникают. Информация предоставляется в виде проблемы или проблемного вопроса: Информация предоставляется в виде проблемы или проблемного вопроса: - необходимы различные точки зрения, - необходимы различные точки зрения, - сомнения, - сомнения, - разбор неясностей. - разбор неясностей.
Приемы, развивающие познавательный интерес. 3. Использование на уроке всех идей, догадок и соображений детей. 3. Использование на уроке всех идей, догадок и соображений детей. Поощрение догадок, вопросов и критики. Поощрение догадок, вопросов и критики. Использование доказательств и проверок даже ложных идей. Использование доказательств и проверок даже ложных идей. Развитие умения спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии. Развитие умения спорить друг с другом и опровергать имеющиеся версии.
Для развития познавательного интереса необходимо
Возникновение ситуативного интереса Возникновение ситуативного интереса Особенности объекта: яркость, сила Особенности объекта: яркость, сила Особенности индивида: Особенности индивида: впечатлительность, впечатлительность, чувствительность, чувствительность, подвижность нервных процессов. подвижность нервных процессов.
Развитие ситуативного интереса Развитие ситуативного интереса Стимулирование, Стимулирование, положительное отношение, поощрение положительное отношение, поощрение Наличие определённых предпосылок способностей Наличие определённых предпосылок способностей
Ситуация успеха Ситуация успеха Сознание успеха Сознание успеха Удовлетворение определённого вида потребностей Удовлетворение определённого вида потребностей
Причины интереса Причины интереса Личное участие, достижение успеха Личное участие, достижение успеха Познание нового Познание нового Любопытство Любопытство Ощущение активности Ощущение активности Действия с определённым лицом Действия с определённым лицом Открытие чего-либо Открытие чего-либо Новое, творческое действие Новое, творческое действие
Следствия интереса Следствия интереса Желание овладеть знаниями Желание овладеть знаниями Ответственность Ответственность Уверенность в себе, довольство собой Уверенность в себе, довольство собой Активность, энергичность Активность, энергичность Мысль о возможных достижениях Мысль о возможных достижениях Личное участие Личное участие Изучение чего-то Изучение чего-то
Страшное это опасность- безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А. Сухомлинский. …Скука является самой опасной отравой. Она действует; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам. М.В. Остроградский. Страшное это опасность- безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает. В.А. Сухомлинский. …Скука является самой опасной отравой. Она действует; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам. М.В. Остроградский.
заставляйте учащихся работать сверх меры, предъявляя завышенные требования; заставляйте учащихся работать сверх меры, предъявляя завышенные требования; требуйте от учащихся делать то, что они не в состоянии выполнять, и как можно больше; требуйте от учащихся делать то, что они не в состоянии выполнять, и как можно больше; настраивайте ребёнка на то, что он никогда не сможет достигнуть успеха, преодолеть препятствие; настраивайте ребёнка на то, что он никогда не сможет достигнуть успеха, преодолеть препятствие; Вредные советы
высмеивайте страхи учащегося; высмеивайте страхи учащегося; на уроках и переменах делайте как можно больше замечаний – это поможет вызвать у учащихся и агрессию, и тревогу; на уроках и переменах делайте как можно больше замечаний – это поможет вызвать у учащихся и агрессию, и тревогу; никогда не сдерживайте себя, не задумывайтесь долго над тем, что вы говорите ребёнку; никогда не сдерживайте себя, не задумывайтесь долго над тем, что вы говорите ребёнку;
Вредные советы самое главное – создайте неблагоприятный психологический климат в классе, понижайте самооценку учащихся, отвергайте их достижения. самое главное – создайте неблагоприятный психологический климат в классе, понижайте самооценку учащихся, отвергайте их достижения. И, в конечном счёте, ваш авторитет достигнет заоблачных высот, и ученики будут бояться даже лишний раз вздохнуть на ваших уроках.