24 сентября 2008 года Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, одобренную Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 года. Конвенция направлена на защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией и обеспечение полного участия людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества.
3 мая 2012 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон от ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов». Федеральный закон должен усилить защиту прав инвалидов, борьбу с их дискриминацией, обеспечить полное участие людей с ограниченными возможностями здоровья в жизни общества. Инвалиды получат дополнительные гарантии в соответствии с международной конвенцией.
«Для лиц с ОВЗ пока сохраняется значительное неравенство в обеспечении их прав на получение необходимого для успешной социализации образования, что обусловлено не только отсутствием необходимых ресурсов. Во многом это инерция мышления педагогов и родителей, непонимание в обществе важности развития инклюзии в системе образования, отсутствие необходимой нормативно- правовой базы. Развитие инклюзивного образования является важной составляющей государственной политики многих стран мира».
«Основные положения российского федерального законодательства в целом не препятствуют инклюзивному образованию детей с ОВЗ. В некоторых субъектах РФ (Архангельская и Самарская обл., Республика Карелия, Москва), приняты и реализуются законодательные акты, касающиеся образования лиц с ОВЗ. Вместе с тем, многие нормативные акты носят рамочный характер, не содержат четкого механизма обеспечения инклюзивного образования, предоставления образовательных услуг конкретным категориям детей с инвалидностью».
Понятие дети с особыми образовательными потребностями шире понятия дети с ОВЗ. К детям с особыми образовательными потребностями относятся и одаренные дети и дети, социально незащищенных слоев населения ( дети из неблагополучных семей, дети семей мигрантов и т. д.).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Приоритетный национальный проект «Образование». Малофеев Н. Н., Никольская О. С., Кукушкина О. Н., Гончарова Е. Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения. Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 июня 2013 г. ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании». Письмо Министерства образования и науки РФ от г. АФ-150/06 «о создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами».
Гарантия права на образование П. 1 ст. 5 гарантирует право каждого человека на образование. П. 2 ст. 3 устанавливается, что одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Исходя из указанных положений в п. 1 пп. 5 ст. 5 указывается, что в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а так же социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Дается определение «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико- педагогической комиссией и препятствующие получению образования без специальных условий.
Определение «специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ» (п. 3 ст. 79) – это условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Определение «инклюзивное образование» (п. 27 ст. 2) – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. В законе не употребляется термин «специальный (коррекционный)» применительно к школе, классу. Согласно подп. 1 п. 5 ст. 108 предусмотрено переименование специальных (коррекционных) образовательных учреждений в общеобразовательные учреждения.
Общее образование. Ст. 79 Общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными учащимися. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Из приведенных положений следует, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает существование и инклюзивного, и интегрированного, и специального (коррекционного) образования.
Правила приема в ОУ Ребенку с ОВЗ не могут отказать в приеме в образовательную организацию по месту жительства в связи с состоянием его здоровья. При поступлении такого ребенка, исходя из ст. 79, его обучение должно быть организовано по адаптированной образовательной программе, чем обеспечивается инклюзивное образование.
Закон устанавливает (п. 2 ст. 34), что обучающиеся имеют право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико- педагогической коррекции. Этому праву коррелируется обязанность педагогических работников (подп. 6 п. 1 ст. 48) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
Закон устанавливает порядок оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ст. 42). Эта помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, а также трудности в развитии и социальной адаптации. Данная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, а также психологами и педагогами-психологами образовательных организаций, в которых такие дети обучаются.
Закон предусматривает инклюзивное, интегрированное и специальное (коррекционное) образование детей с ОВЗ. Однако Законом не устанавливается когда возникает право на тот или иной вид образования. В связи с этим отсутствуют критерии для применения принципа разумного приспособления, то есть нет правовых норм, на основе которых будет определяться, когда создание специальных условий обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательной школе является разумным, а когда нет.
В соответствии со ст. 79, обучение обучающихся с ОВЗ осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам. Согласно п. 3 ст. 55, обучение по этим программам возможно только с согласия родителей и на основании рекомендаций ПМПК.
Понятие «адаптированная программа» (п. 28 ст. 2) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Адаптация программы включает возможности изменения объема и (или) содержания программы и (или) планируемых результатов образования и (или) организационно-педагогических условий получения образования, а также учитывает создание специальных условий получения образования. Адаптация ОП по объему и (или) содержанию в большинстве случаев реализуется через «типовые» адаптированные программы (для целых групп лиц с ОВЗ, имеющих сходные особые образовательные потребности). Индивидуальная адаптация реализуется преимущественно через создание специальных организационно- педагогических условий получения образования (как в приведенном примере, а также с помощью тьютора, специальных средств обучения и др.) Вместе с тем индивидуальная адаптация использует и возможности типовых адаптированных программ.
Перевод в следующий класс при неудовлетворительных результатах Согласно п. 9 ст. 58 обучающиеся в образовательных организациях по общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей): остаются на повторное обучение; переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями ПМПК; переводятся на обучение по индивидуальному учебному плану.
Обучение по адаптированной образовательной программе является альтернативой оставлению на второй год. Из п. 2 и п. 4 ст. 79 следует, что обучение по адаптированной образовательной программе может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или в отдельных организациях. Поэтому Закон предусматривает возможность перевода ребенка с ОВЗ при неудовлетворительных оценках в следующий класс и обучение его совместно с нормально развивающимися детьми по адаптированной программе.