Приготовила: ученица 8 класса Торкунова А.А. Преподаватель: Завертяева В.Е.
Выдающийся русский морской офицер, ученый, мореплаватель и гуманист Ф.Ф. Беллинсгаузен родился 20 сентября 1778 года на острове Эзель (ныне Саарема) близ города Курессааре (Аренсбург).
Окончил морской кадетский корпус в Кронштадте. В 1797 году получил чин мичмана и был направлен на корабли Ревельской эскадры Балтийского флота. В годах участвовал в первом русском кругосветном плавании на корабле "Надежда" под командованием И.Ф. Крузенштерна. В 1806 году Беллинсгаузен получил чин капитан-лейтенанта. После возвращения из экспедиции командовал различными кораблями на Балтийском и Черном морях. В годах возглавил кругосветную экспедицию на шлюпах "Восток" (под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена) и "Мирный" (под командованием Михаила Петровича Лазарева ( гг.)). Цель экспедиции была определена Морским министерством как научная - открытие в возможной близости Антарктического полюса с целью "приобретения полнейших знаний о нашем земном шаре".
Михаи́л Петро́вич Ла́зарев (3 ноября 1788 года, Владимир 11 [23] апреля 1851 года, Вена, похоронен в Севастополе) русский флотоводец и мореплаватель, адмирал (1843), кавалер ордена Святого Георгия IV класса за выслугу лет (1817), командующий Черноморским флотом и первооткрыватель Антарктид ы. Является братом (средний из трёх братьев) вице- адмирала Андрея Петровича Лазарева (род. в 1787) и контр- адмирала Алексея Петровича Лазарева (род. в 1793).
Ранние годы Родился в дворянской семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти, в 1800 году сенатор определил троих сыновей Андрея, Михаила, Алексея в Морской кадетский корпус. В 1803 году выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В декабре 1805 года произведён в первый офицерский чин мичмана. В числе 30 лучших выпускников корпуса отправлен в Англию, где служил волонтёром на флоте до 1808 года для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море. В годах служил на Балтийском флоте. Участвовал в Русско-шведской войне и Отечественной войне 1812.
В марте 1819 года Лазарев получил назначение командовать шлюпом «Мирный», которому предстояло отплыть к Южному полюсу в составе антарктической экспедиции. Лазарев принял на себя непосредственное руководство всеми подготовительными работами. 4 июня прибыл капитан 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен, которому было поручено как командование шлюпом «Восток», так и руководство всей экспедицией. Через месяц после его прибытия «Восток» и «Мирный» покинули Кронштадтский рейд и двинулись к южному полюсу. «Мирный», построенный по проекту русских корабельных инженеров и к тому же достаточно укрепленный Лазаревым, показал свои блестящие качества. Однако «Восток», построенный британскими инженерами, все же качественно уступал «Мирному», несмотря на все старания Лазарева сделать его таким же выносливым. За участие в Антарктической экспедиции Лазарев был про изведен в капитаны 2-го ранга, минуя чин капитан-лейте нанта.
28 января 1820 года русской экспедицией под руководством Ф. Беллинсгаузена было осуществлено открытие Антарктиды как материка. Два судна: Восток, которым командовал Беллинсгаузен, и Мирный М. П. Лазарева, прошли вдоль тихоокеанского побережья, открыв острова Петра I, Шишкова, Мордвинова, Землю Александра I, и уточнили координаты некоторых ранее обнаруженных островов. Кроме того, Беллинсгаузен шесть раз пересек Южный полярный круг, доказав возможность плавания в антарктических водах.
Через несколько дней Восток и Мирный пересекли Южный полярный круг и 28 января 1820 года достигли 69 градусов 25 минут южной широты. Здесь они увидели ледяную стену материковые льды преградившие дальнейший путь. Участники экспедиции были уверены, что за ними находится Южный материк, это также подтверждало и множество полярных птиц, кружившихся над шлюпами. Действительно, лишь несколько миль отделяло русские корабли от берегов Антарктиды, которые через сто лет норвежцы назовут берегами Принцессы Марты. В феврале шлюпы вышли в Индийский океан, и, пробуя пробиться к югу с этой стороны, еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Правда, неудачно, поскольку тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить и двигаться вдоль кромки льдов. В марте ночи стали длиннее, усилились морозы, участились штормы. Беллинсгаузен решил вести суда в Австралию, подальше от опасных льдов. В середине апреля Восток бросил якорь в австралийской гавани Порт-Джексон, а спустя неделю сюда же пришел Мирный. Так закончился первый период русских антарктических изысканий. В честь первооткрывателей Антарктиды и кораблей их экспедиции были названы советские научные станции в Антарктиде Восток, Мирный, Новолазаревская), моря Беллинсгаузена и Лазарева. Имена Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева носили крейсер, экспедиционные, ледокольные, транспортные и промысловые суда Советского Союза.