Оценка читательской компетентности, математической и естественнонаучной грамотности PISA-2009 PISA-2009
PISA «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся» (Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development) Основная цель: оценка функциональной грамотности 15-летних учащихся в области математики, естествознания и чтения Дополнительная инновационная цель: оценка отношений и учебных стратегий Политическая цель: оценка качества и равенства возможностей в образовании Основные задачи: Оценить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни Выявить динамику результатов (2000, 2003, 2006, 2009) Выявить факторы, позволяющие объяснить различия в результатах
Читательская компетентность (грамотность чтения) Грамотность чтения - способность к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для различных целей.
Форма материалов для чтения «Сплошные» тексты (прозаические произведения, например, описание повествование, объяснение, рассуждение, инструкция,документы или записи, гипертексты); «Несплошные» тексты (графики, таблицы, диаграммы, формы, информационные бланки, объявления, рекламы, ваучеры, сертификаты, карты) Умения –Нахождение информации (25%) –Интерпретация текста (50%) –Рефлексия на содержание или форму текста и его оценка (25%)
Под естественнонаучной грамотностью в исследовании PISA понимается способность: - осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов в связи с естественнонаучной проблематикой, основанных на научных доказательствах; - понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания и исследований; - демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы; - проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием. Естественнонаучная грамотность предполагает в равной степени понимание естественнонаучных понятий, применение естественнонаучных знаний и методов, а также размышления на основе научных доказательств.
Четыре области естественнонаучной грамотности Узнавание жизненных ситуаций, апеллирующих к науке и технологии. (контекст) Понимание окружающего мира, включая и технику, на основе научных знаний, которые включают знания об окружающем мире и знания о науке (знание) Демонстрирование компетенций, которые включают распознавание научных вопросов, применение научных знаний для объяснения естественнонаучных явлений, формулирование выводов на основе очевидных фактов и доказательств (компетенции)
Четыре области естественнонаучной грамотности Интерес к естественнонаучному знанию, включение естественнонаучной любознательности в собственную систему ценностей, сложившаяся мотивация действовать ответственно по отношению, например, к природным ресурсам и окружающей среде (аффективный компонент)
Математическая грамотность в исследовании PISA определяется как «сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека», обеспечивающих успешное решение различных проблем, требующих использования математики. Общие умения, включают: математическое мышление, математическую аргументацию, постановку и решение математической проблемы, математическое моделирование, использование различных математических языков, коммуникативные умения.
- Пространство и форма –- это вопросы, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям. - Изменение и отношения – вопросы, связанные с математическим описанием различных процессов, с зависимостями между переменными, в том числе функциональными. Этот материал в основном относится к алгебре. - Количество – эта область включает вопросы, связанные с числами; в программах по математике этот материал чаще всего относится к арифметике. - Неопределенность – включает в себя вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности. Четыре содержательных области математической грамотности
УРОВНИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ» ВТОРОЙ УРОВЕНЬ «СВЯЗИ» ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ «РАЗМЫШЛЕНИЯ» Привычные формы представления информации Привычные формы представления информации Прямое применение Прямое применение - известных фактов, - известных фактов, - стандартных приемов и методов - стандартных приемов и методов Переход от одной формы информации к другой Переход от одной формы информации к другой Создание математи- ческой модели Применение различ- ных известных методов к решению задач, близких к известным Применение различ- ных известных методов к решению задач, близких к известным Интерпретация полу- ченного решения Сложные проблемы Сложные проблемы Размышление и интуиция Размышление и интуиция Творческий подход Творческий подход Разработка метода решения Разработка метода решения Обобщение. Обоснование Обобщение. Обоснование
Технические стандарты исследования PISA Обеспечение качества исследования Все, кто использует данные, полученные в исследовании, должны быть уверены, что данные отражают реальную ситуацию в системе образования. Процедура обеспечения качества реализует данное требование.
Что включает система обеспечения качества исследования? План исследования – Руководства по проведению, контроль за адаптацией инструментария – NAF, QAS, и др. Данные, подтверждающие обеспечение качества – доказательство того, что намеченный план был реализован таким образом, что было обеспечено качество проведения исследования. Контроль за качеством – Национальные координаторы организуют и контролируют качество большей части исследования Мониторинг качества – Консорциум контролирует национальные центры и при необходимости требует внести коррективы.
Система обеспечения качества основана на соответствии стандартам качества Консорциум контролирует качество проведения исследования в соответствии с разработанными стандартами качества –Формирование выборки –Язык, на котором проводится тестирование –Участие в проведении апробационного исследования –Адаптация инструментария и руководств –Перевод инструментария и руководств –Проведение тестирования –Реализация национальной части исследования –Мониторинг качества –Тиражирование материалов –Проверка заданий с открытыми ответами –Анализ полученных данных
Что происходит при несоответствии стандартам качества? Решение зависит от : –Степени несоответствия стандартам –Наличия возможности исправления Чистка данных Проверка данных на соответствие качеству –Анализ данных при невозможности их исправить –Анализ изменений, внесенных консорциумом –Рекомендации по включению в международный отчет Полная публикация Публикация данных только частичная (в некоторых таблицах) Приложениях к отчету и др.
Структура теста PISA В каждой тетради 4 кластера на 30 мин Тетрадь для коррекцион- ных школ
3 кластера по естествознанию Структура теста 9 кластеров по чтению 3 кластера по математике 1 кластер по чтению и ½ кластера по математике и1/2 кластера по естествознанию
Некоторые результаты апробации Выполнение теста –42% ответили на все задания –92% имели возможность ответить на все задания (дошли до конца тетради) Электронное чтение текстов –11% ответили на все задания –88% имели возможность ответить на все задания Основное исследование 2006 года (OECD) –20% ответили на все задания –86% имели возможность ответить на все задания
Для дополнительной информации: Центр ОКО ИСМО РАО: Исследование PISA: МЦКО :