ФОРМА УРОКА – комбинированный, включающий освоение новых знаний, умений, навыков, закрепление полученных знаний. ТИП УРОКА - изучение нового материала ХОД УРОКА I. Организационный момент : - приветствие учащихся - проверка готовности учащихся к уроку - проверка домашнего задания - ознакомление с целями и задачами урока - создание психологического настроя ЦЕЛЬ УРОКА : сформировать практические умения применять знания о свойствах линз для нахождения изображений графическим методом.
ЗАДАЧИ УРОКА : ОБУЧАЮЩИЕ : ознакомить учащихся с получением изображений при помощи линз ; научить строить ход лучей в линзах, производить анализ изображений ; РАЗВИВАЮЩИЕ : а. формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы ; б. развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность в. развивать навыки исследовательской деятельности. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ : воспитывать интерес к изучаемому предмету. ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
II Повторение изученного материала 1. Что такое линза ? 2. Какие бывают линзы ? 3. Какая линза называется собирающей ? 4. Какая линза называется рассеивающей ? 5. Что называют главной оптической осью ? 6. Какую точку называют фокусом линзы ? 7. Что называют фокусным расстоянием ? 8. Что такое оптическая сила линзы ? 9. В каких единицах измеряется в СИ ? 10. Каковы основные свойства линз ?
III. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА по теме « Измерение фокусного расстояния и оптической силы линзы » ПРИБОРЫ И МАТЕРИАЛЫ : источник тока, ключ, собирающие линза 2 шт, экран, низковольтная лампочка на подставке, соединительные провода, линейка. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ Расположить линзу между осветительной лампой и экраном. Измерить расстояние от линзы до полученного изображения на экране. Это и есть ( приблизительно ) фокусное расстояние линзы. Рассчитайте оптическую силу линзы. ( ученики работают в группах )
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА На прошлых уроках мы познакомились с собирающей и рассеивающей линзой. Сегодня мы продолжаем говорить об этих линзах и научимся строить изображения, даваемые тонкой собирающей и рассеивающей линзой. Рассмотрим стандартные лучи, используемые при построении в собирающей линзе. Луч, проходящий через оптический центр линзы, не меняет своего направления. Луч, проходящий через фокус линзы, после преломления идёт параллельно главной оптической оси. Луч, идущий параллельно главной оптической оси, после преломления в линзе пройдёт через фокус. Рассмотрим стандартные лучи, используемые в рассеивающей линзе : Луч, проходящий через оптический центр линзы, не меняет своего направления. Луч, продолжение которого пройдёт через фокус линзы, после преломления идёт параллельно главной оптической оси. Луч, идущий параллельно главной оптической оси, после преломления в линзе рассеивается таким образом, чтобы его продолжение прошло через фокус.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗОБРАЖЕНИЯ Увеличенное, уменьшенное. Прямое, перевёрнутое. Действительное, мнимое. V. ФИЗМИНУТКА VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА Несколько учащихся строят у доски изображение, даваемое тонкой собирающей линзой, если предмет находится между первым и вторым фокусом и между оптическим центром и первым фокусом ; тонкой рассеивающей линзой, если предмет находится между первым и вторым фокусом. Теперь вместе охарактеризуем полученные изображения. ВЫВОДЫ : Собирающая линза даёт как действительные, так и мнимые изображения, а рассеивающая линза - только мнимые. Все мнимые изображения – прямые, все действительные – перевернутые. Для нахождения изображения точки, наиболее целесообразно использовать луч, идущий параллельно главной оптической оси линзы, и луч, идущий через её оптический центр.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА С чем познакомились на уроке, на что обратить внимание ? Почему в жаркий день ( летний ) растения не советуют поливать водой сверху ? Оценки за работу на уроке.
VIII. РЕФЛЕКСИЯ. У вас на партах лежат листки бумаги со ступеньками, внизу ступенек написано слово « не понял », затем первая ступенька « немного понял », вторая «» понял », третья « хорошо понял », четвертая « отлично понял » Лестница успеха Не понял Понял Немного понял Хорошо понял Отлично понял
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ : п.64, с Построить изображение предмета в рассеивающей линзе : если предмет находится на фокусе линзы.