Ф ОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ РОДНОГО КРАЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ Выполнила Шаповалова Ольга Ивановна – педагог дополнительного образования МКОУ ЦДТ «Паллада».
О БОБЩЕНИЕ ОПЫТА Как педагог дополнительного образования, я обобщила свой опыт работы в 2007 году по теме «Интеграция – один из путей воспитания всесторонне развитой и творчески активной личности», работая по программе «Флористика». В этом году я делюсь своим опытом. Сегодня я расскажу о том, как в своем детском творческом объединении «Сувенир» формирую активные творческие личности посредством изучения природы родного края и выполнения творческих проектов.
Я реализую две программы художественно- эстетического направления: «Декоративно-прикладное творчество и работа с природным материалом» с детьми начальных классов, программу «Флористика» с учениками 5 – 9 классов. Основная идея этих программ выстраивается на том, чтобы кружковец в комплексе овладевал различными знаниями, умениями и навыками, техниками и технологиями и реализовывал себя через участие в конкурсах, выставках, фестивалях детского творчества различного уровня, в защите собственных творческих проектов. программы
М ЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Для активизации познавательной деятельности и творческой активности я использую следующие методы обучения : интеграция (как межпредметные связи); элементы проектного метода (творческое проектирование); Элементы поисково-исследовательского метода. Использование этих методов позволяет активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.
Интеграция – это путь к достижению целостного взгляда на окружающий мир, основой интеграции являются межпредметные связи. Межпредметные связи при реализации программы «Флористика» Аранжировка цветов (европейская и восточная, современный цветочный дизайн и так далее). Ботаника (форма и строение растений). Технология (выработка технических умений и навыков). Изобразительное искусство (выполнение эскиза, портрет, пейзаж, натюрморт, композиция, цвет, перспектива и т. д.). Литература (стихи о природе, цветах и другие, легенды, загадки, пословицы, поговорки о природе и природных явлениях и т. д.). Информатика (поиск информации в интернете, выполнение презентаций).
Экология ( охрана окружающей среды, Красная книга России и Хабаровского края, правила поведения на природе и т. д.). Музыка (эмоциональный настрой). Народная медицина (сведения о лекарственных растениях ). Календарь природы (экскурсии, наблюдения, народные приметы). Обычаи и традиции русского и других народов (из истории букета на Руси, сбор трав на Руси, из истории соломки, из истории венка и т. д.). Таким образом, мы видим, что программа «Флористика» позволяет привлекать разнообразные знания из разных предметных областей.
Т ЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В своей работе я сочетаю разные педагогические технологии: объяснительно-иллюстративную, личностно-ориентированную, технологию развивающего обучения, информационно-компьютерную технологию, здоровье сберегающие технологии. Конечно же любое обучение должно проходить при использовании здоровье сберегающих технологий (соблюдение санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности, проведение физкультминуток, чередование разных видов деятельности на занятии, создание благоприятного эмоционально- психологического климата, и т. д.). Для того, чтобы дать базу знаний и умений я использую объяснительно-иллюстративную технологию.
А так как группа детей, занимающаяся по программе «Флористика», разновозрастная (5-9 классы), просто необходимо учитывать возрастные, психологические, индивидуальные особенности каждого ребенка, уровень знаний, умений и навыков, личностные качества каждого ученика, находить индивидуальный подход – то есть ориентироваться на уникальность каждого обучающегося. Технология развивающего обучения ориентирована на «зону ближайшего развития», т. е. на деятельность, которую обучаемый может выполнить с помощью педагога. Поэтому я использую активные методы обучения – поисково- исследовательский метод, выполнение творческих проектов, где ученики, используя свои знания и умения, работают под руководством педагога.
И, конечно же, в современном обучении невозможно обойтись без использования информационно-компьютерных технологий. Мы должны предоставить ребенку возможность реализовать себя. техники В своем детском творческом объединении «Сувенир» я обучаю детей разным техникам: аппликация, мозаика, папье-маше, коллаж, изонить, оригами, квиллинг, аппликация из соломки, лепка из соленого теста и другим. Поэтому при подготовке к различным конкурсам у учащихся есть возможность выбора такой техники исполнения, которая бы наиболее полно отражала его замысел.
Ребята нашего творческого объединения принимают активное участие в конкурсах, которые способствуют расширению и обогащению знаний о природе, призывают беречь и приумножать природу родного края: «Мир заповедной природы – Ботчинский», «Наш дом – Земля», конкурс рисунков «Пожар в лесу», участвуем в акции «Помоги зимующей птице», участвуем в акции по сохранению подснежников и других. Некоторые наши работы: Участие в конкурсах
А КЦИЯ «П ОМОГИ ЗИМУЮЩЕЙ ПТИЦЕ » А сейчас я хочу рассказать о том, как наше творческое объединение участвовало в акции «Помоги зимующей птице». Участвовали в акции ученики со второго по девятый класс. С каждой группой детей педагогом была проведена беседа на тему «Как помочь зимующей птице?». Так как группа получилась разновозрастная, нужно было так спланировать работу, чтобы каждый получил задание в соответствии со своим возрастом и способностями. И в то же время каждый участник акции чувствовал ответственность за свой посильный вклад в общую творческую работу. o Во-первых, нужно было понаблюдать за птицами, собрать информацию о том, какие птицы остаются зимовать в нашей местности, какие чаще залетают в наш населенный пункт.
Во-вторых, необходимо было изучить питание птиц ( где, как и чем кормить). В-третьих, для того, чтобы кормить, нужно изготовить приспособления для кормления птиц, т. е. сделать кормушку. Для этого необходимо было собрать информацию о видах кормушек. Поисково-исследовательской деятельностью занялась группа старших детей под руководством педагога. Они выполнили учебно- исследовательскую работу «Зимующие птицы нашей местности» и подготовили презентации для проведения внеклассного мероприятия для начальных классов «Помоги зимующей птице!». Из старших ребят был выбран фотограф; были выбраны дети, которые будут помогать набирать текст; ученики, помогающие педагогу в проведении внеклассного мероприятия.
Кроме этого, старшие ученики рисовали птиц, собрали стихи поэтов о зимующих птицах, поговорки и пословицы, народные приметы, подготовили рефераты о птицах, зимующих в нашей местности. Младшие ученики рисовали птиц и призывы, сочиняли стихи о зимующих птицах, собирали загадки. И, конечно же, все учащиеся делали кормушки, кормили птиц в течение всего холодного сезона и наблюдали за птицами. В заключение было проведено завершающее итоговое занятие для учащихся начальных классов «Помоги зимующей птице!», в которое включили: выставку, выступления старших детей,
защиту исследовательской работы, литературное творчество, конкурсно-игровую программу. в завершении занятия учащиеся получили сладкие призы. На итоговом занятии дети показали уровень знаний полученных в результате проведения акции. Таким образом, в своем детском творческом объединении «Сувенир» я формирую активную творческую личность средствами изучения природы родного края и выполнения творческих проектов.