Учитель МОБУ «СОШ 3» Малярчук Людмила Вениаминовна
« Обучение – это то, что делает сам ученик, а не то, что делается за него» Кэтрин Фоснот
Актуальность опыта Обучение в среднем звене и послешкольное образование - это самообразование Актуальность опыта также определяется противоречием между потребностью педагогической практики в разрешение трудностей формирования универсальных учебных действий и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогике. Актуальность опыта определяется также противоречием между усвоением обязательного для всех учебного материала и трудностями, возникающими при этом.
Ведущие педагогические идеи опыта Современная начальная школа ориентирована на воспитание личности, характеризующееся творческим отношением к деятельности, критичностью мышления и самостоятельностью. Универсальные учебные действия представляют ядро учебной деятельности и объединяют все школьные предметы. В условиях школьного обучения учить работать самостоятельно целесообразно начинать в младшем звене, поскольку этот возраст считается периодом перехода от эмпирического мышления к теоретическому.
Требования к организации самостоятельной работы на уроке Любая самостоятельная работа на уроке должна иметь: 1. Конкретную цель. 2. Соответствовать учебным возможностям ученика. 3. Минимум шаблонности.
Учебные задания По характеру руководства: подробные инструкции; краткие инструкции По методу: наблюдение; упражнение; работа с текстом учебника По форме организации: индивидуальные; фронтальные; групповые; парные По звеньям: на восприятие с целью изучения нового материала; на применение знаний и формирование умений; на закрепление и повторение учебного материала; на обобщение учебного материала По характеру познавательной дея-ти: воспроизводящий по образцу; реконструктивно- вариативный; эвристический; творческий
Виды самостоятельной работы: 1. Работа с книгой; 2.Упражнения; 3. Решение задач и выполнение практических работ; 4. Различные проверочные самостоятельные работы; 5. Доклады и рефераты; 6. Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях в природе и экскурсиях; 7. Домашние лабораторные опыты и наблюдения; 8. Техническое моделирование и конструирование.
Планируя самостоятельную работу необходимо: 1. Предусматривать ее место в структуре урока. 2. Определить оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала. 3. Предусматривать затруднения, которые могут возникнуть при выполнении самостоятельной работы. 4. Определить форму заданий. 5. Установить оптимальную длительность работы. 6. Подбирать соответствующий дидактический материал. 7. Предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.