Класс Паукообразные Открытый урок по биологии для 7 класса Разработал учитель биологии Юрова Л.И.
План урока 1. Общая характеристика и места обитания паукообразных 2. Особенности внешнего строения паукообразных на примере паука – крестовика в связи со средой обитания: 3. Усложнение в строении систем органов паукообразных. 4. Особенности пищеварения. 5. Размножение и развитие. 6. Многообразие паукообразных. Их значение в природе. 7. Домашнее задание (творческое задание).
Задачи: Образовательная: Формирование знаний об особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных в связи со средой их обитания, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Развивающая: Создать условия формирования умений работы с учебником, наглядным материалом, тестами, развивать умение сравнивать. Воспитательная: воспитывать культуру труда, бережное отношение к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость. Цель урока: Расширение знаний о членистоногих животных, формирование умений работать с учебником и наглядным материалом, раскрыть многообразие паукообразных, их значение в природе.
Классификация паукообразных Тип Подтип Класс Членистоногие Хелицеровые Паукообразные Отряд Сенокосцы Ок. 3,5 тыс. видов Скорпионы Ок. 750 видов Клещи Более 20 тыс. видов Пауки Более 20 тыс. видов Паукообразные первыми среди членистоногих вышли на сушу и в связи с приспособлением к наземному образу существования разделились на множество разнообразных форм.
Представители Скорпион Клещ Сенокосец Каракурт тарантул птицеед
Внешнее строение Головогрудь Брюшко Хелицеры (челюсти) Педипальпы (ногощупальца) Ходильные ноги
Внутреннее строение
Половой диморфизм Паук каракурт. Самка и самец
Роль паутины
Вопросы для закрепления знаний СРЕДИ ПАУКООБРАЗНЫХ ИМЕЮТСЯ ЖИВОТНЫЕ, С КОТОРЫМИ ИМЕЕТ ДЕЛО И АГРОНОМ, И ВРАЧ, И ВЕТЕРИНАР. КАКИЕ ЭТО ПАУКООБРАЗНЫЕ? ПОЧЕМУ К НИМ ПРОЯВЛЯЮТ ИНТЕРЕС ЛЮДИ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ? ЕСЛИ ВРАГ СХВАТИТ ЭТО ПАУКООБРАЗНОЕ ЗА ОДНУ НОЖКУ, ТО СКОРЕЕ ВСЕГО ОНА БУДЕТ ОТБРОШЕНА. ОТБРОШЕННАЯ НОГА БУДЕТ БЫСТРО СГИБАТЬСЯ И РАЗГИБАТЬСЯ, ЧТО, ЕСТЕСТВЕННО, ПРИВЛЕЧЁТ ВНИМАНИЕ ВРАГА И ТЕМ САМЫМ СПАСЁТ ЖИЗНЬ ЭТОМУ ПАУКООБРАЗНОМУ. КТО ЭТО?
ОТ ВПИВШЕГОСЯ В КОЖУ СОБАЧЬЕГО ИЛИ ЛЮБОГО ДРУГОГО КРОВОСОСУЩЕГО КЛЕЩА МОЖНО БЫСТРЕЕ ВСЕГО ИЗБАВИТЬСЯ, СМАЗАВ МЕСТО УКУСА БЕНЗИНОМ, КЕРОСИНОМ ИЛИ КАКИМ–НИБУДЬ МАСЛОМ. ПОСЛЕ ЭТОГО КЛЕЩА МОЖНО БУДЕТ ЛЕГКО ВЫТАЩИТЬ. ПОЧЕМУ? КОЛЛЕКЦИИ ЗАСУШЕННЫХ НАСЕКОМЫХ НАМ ИЗВЕСТНЫ. ЭКЗЕМПЛЯРЫ В ТАКИХ КОЛЛЕКЦИЯХ СОХРАНЯЮТ ФОРМУ И ВЕЛИЧИНУ. ОДНАКО СОСТАВИТЬ ИЗ ЗАСУШЕННЫХ ПАУКОВ КОЛЛЕКЦИЮ НЕ УДАЁТСЯ – ОНИ СМОРЩИВАЮТСЯ И УМЕНЬШАЮТСЯ В РАЗМЕРАХ. ПОЧЕМУ?
Каким представителям паукообразных принадлежат части тела несуществующего животного?
Из предложенных слогов составьте названия паукообразных ПА СЕ НО КА РА СКОР УК КО СЕЦ КУРТ ПИОН
Все боятся пауков Больше всех на свете, А особенно боятся Маленькие дети; Не гоните пауков, Маленькие дети: Ловят мух и комаров Добрые соседи! Ядовиты пауки – Это несомненно! Но не тронут просто так, Скажем откровенно. Паук - мухолов Паук цветочный
Домашнее задание § Составьте кроссворд с ключевым словом Паукообразные 2. Нарисуйте паутину вместе с хозяином – пауком, определите вид паука