Педагогический анализ как функция педагогического управления
Функции педагогического управления Педагогический анализ Целеполагание Планирование Организация Регулирование Контроль
«Анализ – это процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части, а также метод получения новых знаний» И.Т.Фролов «Философский словарь»
Объекты педагогического анализа: Цели и задачи всей учебно – воспитательной работы для определения реальных целей и задач педагогического процесса; Модели построения пед процесса, личности учителя, учащегося для создания типа модели, для конкретного образовательного учреждения; Основные организационные и другие формы обучения и воспитания для эффективного воздействия на учащихся; Воздействия (убеждения, оценки и формы стимулирования) для определения условий их применения в отдельности или в сочетании с другими по отношению к конкретному лицу; Уровень качества обучения и воспитания учащихся, эффективности как педагогического процесса в целом, так и его отдельных элементов; Причины проявления успехов (в различных видах деятельности развития личностных качеств и т.д.) или появления негативных явлений у участников педагогического процесса
Источники информации: Итоги диагностики учебных результатов, образовательного мониторинга, итоговой аттестации выпускников; Материалы психологических и социологических исследований учащихся, их родителей, учителей; Справки по итогам проверки школьной документации Журналы по технике безопасности и др.
Формы исследований Наблюдение Мониторинг (сбор, обработка и распространение информации) Тестирование Опрос Контрольные срезы Анализ и оценка результатов
Структура анализа деятельности школьного методического объединения 1. Цель, задачи, которые ставились перед методическим объединением на учебный год. 2. Методическая тема, над которой работало методическое объединение, ее согласованность с методической темой школы. 3. Количество заседаний методического объединения, проведенных за отчетный период. Тематика заседаний. Анализ эффективности заседаний (насколько вопросы, вынесенные на заседания, позволили решать поставленные задачи?). 4. Анализ проведенных в течение учебного года открытых уроков (кто, в какой форме, с какой целью проводил открытые уроки?), их результативности. 5. Анализ состояния преподавания и качества знаний обучающихся в динамике. Выявление причин наиболее высоких и наиболее низких показателей по классам (Ф.И.О. учителя, интеллектуальные возможности классов, профессионализм и система работы учителя).
6. Анализ эффективности внеклассной работы по предмету. 7. Анализ участия и результативности обучающихся в предметных олимпиадах, смотрах, конкурсах, конференциях, представленный в динамике за 3 года. 8. Внедрение в работу методического объединения инноваций. 9. Анализ самообразовательной работы учителей. 10. Работа по методическому обеспечению учебного и воспитательного процессов.
11. Освоение учителями - членами методического объединения, новых учебных программ, разработка и преподавание по авторским программам. 12. Работа по обобщению, распространению ППО (семинары, открытые уроки, педагогические чтения, конференции, педсоветы), внедрению ППО в практику работы учителей изменение качества преподавания учителей. 13. Эффективность используемых в методическом объединении форм работы с кадрами. 14. Микроклимат в методическом объединении. 15. Проблемы, над которыми предстоит работать членам методического объединения в следующем учебном году.
1. Четкость построения 2. Логическая последовательность изложения 3. Аргументированность 4. Точность оценок, исключающая возможность субъективного толкования 5. Доказательность выводов 6. Установление причинно – следственных связей 7. Обязательное применение средств наглядности: таблиц, графиков, диаграмм Общие требования к анализу:
Проблемно- ориентированный анализ Разнообразные данные по работе школы Анализ состояния школы Проблемы, противоречия Чего мы хотим Цели Задачи Реализация целей и задач В учебной деятельности В исследовательской деятельности В психолого – педагогической деятельности Анализ Концепция План действий