Подготовка к ЕГЭ Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста (теория) Кашпур Наталья Ивановна ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Advertisements

Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Как писать сочинение- рассуждение в формате ЕГЭ (методические рекомендации)
внимательно прочитать текст не менее трех раз определить тип и стиль речи определить тему текста ( о чем) выделить проблему (вопрос, волнующий автора)
1. Напишите вступление. 2. Сформулируйте основную проблему, поставленную автором. 3. Прокомментируйте ее. 4. Изложите авторскую позицию по рассматриваемой.
ЕГЭ Алгоритм работы с текстом (часть С). 1. Внимательно читаем текст и определяем тип и стиль речи. Типы речи : повествование описание рассуждение Стили.
Первый этап – внимательно прочитайте текст. Второй этап – формулировка проблемы (вопрос, который решает автор)
Часть С 1. Проблема текста 2. Комментарий к сформулированной проблеме. !!! Cамая сложная часть работы (НЕ ПЕРЕСКАЗ) 3. Позиция автора. 4. Аргументация.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля»)
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Художественное произведение : содержание и формаПомни: содержание и форма – абстрактные понятия! Реально – форма и содержание неотделимы друг от друга!
Выполнение задания части С Задание: 1. Напишите сочинение по прочитанному тексту. 2. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором.
Сочинение по художественному тексту в формате ЕГЭ (на примере текста А.П. Владимирова «Косуля») Учитель МОУ «Лицей « 21» Елагина Н.И.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования. Категории проблем. 1. Философские проблемы (затрагивают.
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Транксрипт:

Подготовка к ЕГЭ Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста (теория) Кашпур Наталья Ивановна ГБОУ Гимназия 261 Санкт-Петербург 2013

Задача: показать, как автор раскрывает проблему, увидеть ход авторской мысли Без анализа композиции текста, особенно художественного (а именно таких текстов всё больше на ЕГЭ), сложно научиться комментарию, ведь авторский замысел можно увидеть в построении, структуре художественного произведения, в отборе и последовательности элементов и изобразительных приёмов произведения.

Так, к элементам композиции литературного произведения относятся: эпиграфы; диалоги; монологи; эпизоды; все художественные описания – портреты, пейзажи и т.д.

Создавая текст, автор сам выбирает принципы компоновки этих элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом композиционные приёмы.

Композиционные приёмы Обратная композиция Действие начинается с конца событий, а затем восстанавливается в эпизодах временной ход действия и разъясняются причины происходящего Кольцевая композиция События начала и конца происходят в одном месте с одними и теми же героями; автор использует повтор художественных описаний и т.п. Зеркальная композиция Структура произведения основана на симметрии образов, эпизодов и т.д. Приём ретроспекции Действия возвращаются в прошлое, когда закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования. Рассказ в рассказе При использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя.

Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. Композиция текста может быть тематической, когда главным становится выявление отношений между центральными образами произведения.

Виды тематической композиции: последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения; последовательная, представляющая собой логическое рассуждение, переход от одной мысли к другой и последующий вывод в финале произведения;

Виды тематической композиции: развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его основные черты и характеристики, подобная композиция предполагает постепенное нарастание действия и кульминацию переживаний, которая обычно приходится на финал; развитие и трансформация центрального образа: центральный образ рассматривается автором с различных сторон, раскрываются его основные черты и характеристики, подобная композиция предполагает постепенное нарастание действия и кульминацию переживаний, которая обычно приходится на финал;

Виды тематической композиции: сопоставление двух образов, вступивших в художественное взаимодействие: такая композиция строится на приёме антитезы, или противопоставления.

Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы. Вспомогательные вопросы к текстуальному комментарию 2. На какие аспекты проблемы он обращает внимание? 3. Как автор позволяет читателю увидеть эти аспекты? 1. На каком материале автор раскрывает проблему ? 4. Почему именно эти аспекты его волнуют ?

Обратите внимание на третий вопрос: именно он поможет проследить за ходом авторской мысли. Аспекты проблемы помогут увидеть: композиционные приёмы, использованные автором; подтекст (способность слов, словосочетаний предложений в отдельных фрагментах текста таить в себе скрытый смысл, который может кардинально изменить истолкование текста).

Прочитать подтекст можно с помощью анализа: заглавия, предисловия (если они есть); языковых особенностей; узловых моментов текста; художественных деталей.

Концептуальный комментарий При концептуальном комментарии в центре внимания интерпретация (толкование, объяснение, раскрытие смысла) проблемы текста. Экзаменуемый, анализируя её, как бы «пропускает» через своё восприятие и высказывается по ней.

На какие значимые части текста публицистического стиля следует обращать внимание, чтобы понять, как развивается авторская мысль? Часть текста Роль данной части Зачин Играет важную роль в развёртывании темы, проблемы; в нём начало авторской мысли; чаще всего зачин даёт возможность понять, какую цель поставил автор и почему он считает, что данная проблема, им исследуемая, актуальна и важна читателю.

Часть текста Роль данной части Основная часть Как правило, авторы исследуют круг известных проблем, и авторская своеобразная трактовка (подбор фактов, примеров, аргументов и т.д.) должна оказать на читателя глубокое воздействие, вовлечь в обсуждение вопросов, волнующих автора, заставить по-новому взглянуть на давно известное. Концовка текста Авторская мысль приходит к логическому завершению. Читатель должен задуматься над решением поднятой проблемы, прийти к определённым выводам, согласившись с автором или возразив ему.

Первоначальный вариант работы с исходным текстом Внимательно прочитать текст. Определить стиль и тип исходного текста. Составить тезисный или цитатный план.

Для чего нужно определять стиль и тип речи исходного текста? Обратимся к следующей таблице. Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика отражает реальную жизнь. Художественная литература создаёт правдоподобный, но вымышленный мир. Темы и проблемы публицистики касаются каждого человека, поэтому - автор не может безразлично писать о вопросах, волнующих общество, поэтому слово в публицистике эмоционально; - автор исследует и анализирует общие проблемы, информируя о них читателя ; Автор исследует и анализирует общие темы и проблемы на конкретных, индивидуальных примерах;

Публицистический стиль Художественный стиль -автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения; -автор даёт прямые оценки явлениям и событиям; - автор формирует общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателя. Автор словами рисует образы, картины, мысли, поступки, действия для того, чтобы: а) дать возможность читателю представить описываемые события; б) передать свои эмоции; в) вызвать ответные чувства и переживания. -Автор чаще всего не даёт прямых оценок событиям, героям, или их действиям: читатель сам должен это сделать; -авторская оценка чаще всего раскрывается косвенно через портрет героя, речь, пейзаж, интерьер и т.д.; - авторскую позицию чаще всего помогает увидеть подтекст.

Типы речи Описание Заостряет внимание читателя на наиболее важных, значимых частях предмета или явления, позволяет увидеть то, что важно автору. Повествование Читатель должен проанализировать последовательность событий, найти узловые места, чтобы понять авторскую позицию. Рассуждение Рассматривая определённую проблему на каком-либо частном примере, автор выдвигает тезис, аргументирует его, делает вывод. Читатель же должен за конкретной авторской мыслью увидеть широкую, общую проблему и сформулировать её.

Таким образом, стиль и тип речи помогут понять текст, найти в нём главное. Чтобы проследить развитие авторской мысли, необходимо составить план к исходному тексту. Для этого нужно: исходный текст разделить на микротемы – предложения, объединённые одной мыслью и отражающие определённый аспект проблемы; выделить основную мысль каждой микротемы; сформулировать данную мысль; записать её в виде пункта плана.

Презентация составлена в соответствии с рекомендациями Г.Т. Егораевой: Г.Т. Егораева. Русский язык. ЕГЭ. Комментарий к основной проблеме текста. - М.: Издательство «Экзамен», 2011