Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей 21 г. Иваново Концепция экспертизы профессиональной деятельности Подготовила: Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ»
Разработана в логике компетентностного подхода к образованию. Предусматривает проведение педагогом самообследования профессиональной деятельности и решение профессиональной задачи. Учитывает действующие нормативные документы. Позволяет оценивать не только результаты профессиональной деятельности, но и саму деятельность учителя. Основным ориентиром разработки содержания экспертизы профессиональной деятельности учителя является стандарт профессиональной деятельности учителя. Необходимые для осуществления профессиональной деятельности трудовые функции могут быть представлены совокупностью профессиональных задач
Нормативные документы Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. Приказ Минтруда и соцзащиты от 18 октября 2013 г. 544 н « Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Минобрнауки от 07 апреля 2014 г. 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Аттестация для установления квалификационной категории Устанавливается сроком на 5 лет. Срок действия квалификационной категории продлению не подлежит. Аттестация на высшую квалификационную категорию по должности, по которой аттестация будет проводиться впервые, проводится не ранее чем через два года после установления по этой должности первой квалификационной категории. Продолжительность аттестации от начала её проведения и до принятия решения аттестационной комиссией составляет не более 60 календарных дней.
Требования к первой квалификационной категории Первая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662; выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Требования к высшей квалификационной категории Высшая квалификационная категория педагогическим работникам устанавливается на основе: достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией; достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. 662; выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях; личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной; активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах.
1 этап. Педагог проводит самообследование профессиональной деятельности, результатом которого должен стать отчет о самообследовании (текст объемом до 5 страниц), позволяющий эксперту предварительно оценить соответствие квалификации аттестуемого той категории, на которую он претендует. 2 этап. Аттестуемый педагог представляет решение профессиональной задачи. Задача выбирается по желанию из открытого банка заданий. Задание конструируется на основе базовых единиц стандарта профессиональной деятельности учителя – трудовой функции. 3 этап. Подготовка экспертом итогового заключения о соответствии квалификации аттестуемого педагога той категории, на которую он претендует. Процедура экспертизы
Профессиональные задачи в концепции экспертизы профессиональной деятельности Аттестуемый учитель представляет решение задачи в рамках аттестации Решение Аттестуемый учитель достраивает задание до задачи Задача Аттестуемый учитель выбирает задание из предложенного пакета заданий Задание
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА Содержательная часть задачи Контекстуальная часть задачи В этой части задачи указываются исходные основания возникновения этой задачи, которыми могут быть современные требования, предъявляемые к профессиональной деятельности учителя и зафиксированные в … (например, во ФГОС и/или программе развития образования в РФ и/или программе развития образования в регионе и/или программе развития ОО и т.п.). В этой части задачи описываются конкретные условия, в которых аттестуемый учитель решает данную задачу (например, указываются особенности контингента учащихся, с которыми работает учитель, приводится описание особенностей предметной среды и/или образовательной среды школы, возможно специфику образовательной программы и т.п.).
Процессуальная часть задачи Результативная часть задачи В этой части задачи указывается, какие действия совершает аттестуемый учитель для получения результата (продукта) решения задачи. В этой части задачи представляется результат (продукт) решения задачи (например, текст учебной программы, пакет диагностических методик, технология, проект урока, описание механизма и т.п.)
Примеры заданий Предложите проект построения индивидуальных образовательных маршрутов одаренных учащихся. Какие особенности развития детей, приехавших в Россию и слабо владеющих русским языком (инофонов) существуют? Как учитывать специфику владения языком, национального воспитания и традиции при планировании работы с такими детьми? - Какую модель сопровождения таких детей могли бы предложить вы? - Приведите пример одного урока /занятия/ мероприятия с учетом подобной проблемы. - Какие мероприятия, воспитывающие толерантность, вы могли бы предложить?
Примеры заданий Предложите проект учебной программы по преподаваемому вами предмету, который учитывал бы климатические особенности в ХМАО-Югре (достаточно большое количество актированных дней, в которые из-за низкой температуры не ходят в школу). Как организовать деятельность педагогического коллектива по работе с семьей, оказавшейся в трудной жизненной ситуации? Предложите план работы. Опишите, как можно организовать работу методического объединения учителей вашей образовательной организации (или города) в рамках вашей предметной области.
Примеры заданий Каким образом учитель может проводить мониторинг УУД, выявлять проблемы и предлагать пути их решения. Каким образом учитель может включиться сам и включить коллег в экспериментальную, инновационную работу образовательной организации? Как организовать работу управляющего совета школы? Предложите технологию организации работы управляющего совета школы.