Неценовые факторы спроса Изменение доходов покупателе 1 - нормальные товары (спрос на которые растет вместе с ростом доходов 2 - товары престижного спроса (предметы роскоши) 3 - товары первой необходимости – товары, удовлетворяющие основные потребности и практически не имеют заменителей 4 - товары низшей категории – наиболее дешевые и малоценные блага, удовлетворяющие основные потребности людей и поддающиеся замене на более качественные и полезные блага при росте доходов спрос доход 4
Факторы, способные повлиять на готовность покупателей приобретать товары на рынке P Q P Q Ценовой фактор Цена на данный товар Происходит сдвиг по кривой (смещение точки по кривой) Происходит сдвиг Кривой (смещение кривой) Неценовые факторы – факторы, не связанные с ценной данного товара Вкусы и предпочтения Уровень доходов Цены на другие товары (субституты и комплементы) Ожидания покупателей Количество покупателей При изменении цены данного товара и прочих равных условиях меняется Величина спроса При изменении неценовых факторов меняется спрос
БЛАГА НОРМАЛЬНЫЕИНФЕРИОРНЫЕ Блага, спрос на которые растет с ростом дохода Блага, спрос на которые падает с ростом дохода D1 Q P Q P D2 D1 D2 Нормальные I =>спрос Ифериорные I =>спрос
БЛАГА Дополнители (комплементы,complements) Блага, дополняющие друг друга в потреблении Заменители (субституты, substitutes) Блага, замещающие друг друга в потреблении Q P Q D1 D2 P D1 Pc => спрос на данное благо Ps => спрос на данное благо
P Q P Q ФАКТОРЫ, СПОСОБНЫЕ ПОВЛИЯТЬ НА ГОТОВНОСТЬ ПРОДАВЦОВ РЕАЛИЗОВАТЬ ТОВАРЫ НА РЫНКЕ Ценовой фактор Цена на данный товар При изменении цены данного товара и при прочих равных условиях меняется Величина предложения Происходит сдвиг По кривой (смещение точки по кривой) Неценовые факторы- факторы не связанные с ценой данного товара 1. технологии производства 2. налоги и дотации 3. цены на другие товары (субституты и комплементы) 4. ожидания изменений 5. Цены на ресурсы 6. количество продавцов При изменении неценовых факторов меняется предложение Происходит сдвиг Кривой (смещение кривой)
Неценовые факторы предложения
P Q S1S1 S2S2 Рис 1 P Q Рис.2 S2S2 S1S1 P Q Рис.3 S1S1 S2S2 НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: 1. Применение более прогрессивной технологии приведет к росту предложения. Кривая предложения строится на основе определенной технологии производства. То есть совершенствование технологии производства позволит увеличить выпуск, и продавцы будут готовы продать большее количество товара по любой данной цене. 2. Изменение цен на экономические ресурсы. Рост цен приводит к росту затрат на производство (рис.4), поэтому предложение уменьшается, и наоборот (рис. 5)
P Q Рис.4 S2S2 S1S1 P Q Рис.5 S1S1 S2S2 S Рынок кефира Рынок йогурта P Q Рис.7 S1S1 S2S2 PP1P2PP1P2 Рис.6 3. Введение потоварного налога (или субсидии,subsidy) на продавцов (government regulation). Увеличение налогов продавцами рассматривается как рост затрат на производство, что приводит к сдвигу кривой предложения влево вверх (см. рис. 4). Субсидирование производства снижает затраты, что приведет к росту предложения (см. рис. 5). 4. Изменение цен на другие товары. Изменение цен тех товаров, в производстве которых используются такие же ресурсы, может повлиять на сдвиг кривой предложения. Например, если фермер может использовать имеющиеся ресурсы для производства помидоров или огурцов. То, если растет цена на помидоры, а на огурцы остается неизменной, у фермера появится стимул больше имеющихся ресурсов использовать для выращивания помидоров. Поэтому предложение огурцов упадет. Или см.пример ниже Q2 Q1 Q
P Q Рис.8 S2S2 S1S1 P Q Рис.9 S1S1 S2S2 P Q S1S1 S2S2 Рис Ожидания изменения цен на товар в будущем Если фирмы ожидают скорый рост цен, то сегодня продавцы уменьшат свои поставки и увеличат запасы готовой продукции, чтобы через некоторое время продать дороже. Следовательно, в короткий период предложение сократится. Но если ожидания роста цен долговременны и стабильны, то продавцы будут расширять производство, так как в будущем повышение цен будет приносить фирмам больше прибыли. В этом случае предложение вырастет. 6. Число продавцов на рынке. Увеличение числа фирм, производящих аналогичный товар, приведет к росту предложения. Долгосрочный период Краткосрочный период