Биографии нобелевских лауреатов Презентация выполнена учителем первой квалификационной категории Крыловой В.В. МОУ «Верх-Рождественская ООШ» Пермский край.
Родился в Москве в семье академика живописи Л.О. Пастернака и Р. И. Пастернак (урожденной Кауфман), до замужества бывшей профессором Одесского отделения Императорского русского музыкального общества. Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет, а русская няня тайком от них водила мальчика в православную церковь. Первое творческое увлечение Пастернака, наряду с рисованием, музыка.
Фотография 17-летней Розалии Кауфман сделана в 1884 году в Вене за год до знакомства с Леонидом Пастернаком. А это фотография 23-летнего вольноопределяющегося артиллериста Леонида Пастернака. Годы воинской службы пришлись на годы. Фотография сделана в 1886 году в Одессе
Окончил историко-филологический факультет Московского университета. Слушал лекции в университете Марбурга. В юности много занимался музыкой. Начал публиковать стихи в В 1909 – 1917 был близок к авангардным направлениям русской литературы (Центрифуга). Первый сборник стихов – Близнец в тучах, вышел в Книги стихов и поэм: Поверх барьеров (1917), Сестра моя – жизнь (1917, опубл. 1922), Темы и вариации (1923), Второе рождение (1932), Стихотворения в одном томе (1933), На ранних поездах (1943), Земной простор (1945), Избранные стихи и поэмы (1945), Избранное (1948) (тираж уничтожен) и др. Роман Доктор Живаго (1957).
Роман Пастернака Доктор Живаго впервые был напечатан в Италии, сначала на итальянском (1957 г.), а затем на русском (1958 г.). Ещё до появления романа началась травля Пастернака. Узнав, что рукопись находится за границей и готовится ее издание, власти стали требовать от автора объяснений и раскаяния.
Отвечая своим обвинителям, поэт писал: Люди, нравственно разборчивые, никогда не бывают довольны собой, о многом сожалеют, во многом раскаиваются. Единственный повод, по которому мне не в чем раскаиваться в жизни, это роман. Я написал то, что думаю, и по сей день остаюсь при этих мыслях. Может быть, ошибка, что я не утаил его от других. Уверяю Вас, я бы его скрыл, если бы он был написан слабее. Но он оказался сильнее моих мечтаний, сила же даётся свыше, и, таким образом, дальнейшая его судьба не в моей воле. Вмешиваться в неё я не буду. Если правду, которую я знаю, надо искупить страданием, это не ново, и я готов принять любое.
В 1958 г. Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию. В СССР разразилась настоящая буря. Литературная газета писала: Присуждение награды... за убогое, злобное, наполненное ненавистью к социализму произведение это враждебный политический акт, направленный против советского государства... против советского строя, против идей всепобеждающего социализма... Бесславный коней ждет и воскресшего Иуду, Доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение". На президиуме Союза писателей СССР был поднят вопрос о действиях... Б. Пастернака, не совместимых со званием советского писателя.
Приняли постановление: "...учитывая политическое и моральное падение Б. Пастернака, его предательство по отношению к советскому народу, к делу социализма, мира, прогресса, оплаченное Нобелевской премией в интересах разжигания холодной войны, президиум правления Союза писателей СССР, бюро Оргкомитета Союза писателей Р.С.Ф.С.Р. и президиум Московского отделения Союза писателей Р.С.Ф.С.Р. лишают Пастернака звания советского писателя, исключают его из членов Союза писателей СССР.
Собрание обращалось к правительству с просьбой о лишении предателя советского гражданства. В газетах замелькали письма трудящихся, осуждавших Пастернака В одном из таких писем, за подписью машиниста экскаватора, говорилось: "Допустим, лягушка недовольна и она квакает. А мне, строителю, слушать её некогда. Мы делом заняты. Нет, я не читал Пастернака. Но я знаю: в литературе без лягушек лучше. Не выбирая слов, Пастернака клеймили и с высоких партийных трибун.
Положение писателя стало трагически трудным. Он был вынужден отказаться от Нобелевской премии и просить главу партии Н. С. Хрущёва не высылать его из страны: Я связан с Россией моим рождением, моей жизнью и моей работой. Я не могу представить себе мою оторванность от неё и жизнь вне её... Мой отъезд за границы моей родины равносилен для меня смерти.... Поэта не выслали, но пережитое несомненно сказалось на его здоровье.
Несмотря на исключение из Союза Писателей СССР, Пастернак продолжает оставаться членом Литфонда, получать гонорары, публиковаться. Из-за опубликованного на Западе стихотворения «Нобелевская премия» он был вызван к Генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко в феврале 1959 года, где ему было предъявлено обвинение по статье 64 «Измена Родине», однако никаких последствий для него это событие не имело, возможно потому, что стихотворение было опубликовано без его разрешения. Летом 1959 года Пастернак начинает работу над оставшейся незавершённой пьесой «Слепая красавица», но обнаруженная вскоре болезнь (рак лёгких) в последние месяцы жизни приковывает его к постели. Дмитрий Быков, биограф Пастернака, считает, что болезнь развилась на нервной почве во время травли, и возлагает на власти ответственность за смерть Бориса Леонидовича
Лишь 9 декабря 1989 г. Нобелевская премия будет вручена в Стокгольме Евгению Борисовичу Пастернаку, старшему сыну поэта, и только за год до этого в России впервые напечатают сам роман «Доктор Живаго».
Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Переделкино. Сотни людей (среди них Н. Коржавин, Б. Ш. Окуджава, А. A. Вознесенский) пришли 2 июня 1960 года на его похороны, несмотря на опалу поэта.
Александр Галич посвятил его смерти одну из своих песен:...До чего ж мы гордимся, сволочи, Что он умер в своей постели... (...) А над гробом встали мародёры, И несут почётный караул... Ка-ра-ул! Последнее слово "караул" может быть растолковано двояко: это и повторение предыдущего, но это и отчаянный крик о помощи, о неотвратимости происходящего.
. Марка СССР, 1990 г.
Первый государственный музей Бориса Пастернака в России был открыт в 1990 году в Чистополе, где он жил в эвакуации в годы Великой Отечественной войны ( ). [1] Государственный дом-музей Б. Л. Пастернака действует и в Переделкине, в доме, где писатель провёл последние годы жизни. Надгробный памятник поэта на кладбище в Переделкино, где он похоронен, в последние два десятилетия подвергался неоднократному осквернению. В Москве, на доме в Лаврушинском переулке, в котором долгое время жил Пастернак, установлена мемориальная доска его памяти. Дом-музей Б. Л. Пастернака в Переделкине...яблоня, посаженная поэтом