Расцвет древнерусского государства. Русское общество в XI веке
План урока 1. Возникновение феодальной земельной собственности. 2. Феодальная иерархия. 3. Государственное управление. 4. Города. Особенности городов и его населения на Руси. 5. Торговля. 6. Социально-экономическая роль церкви, её организация. 7. Армия. Структура и значение. 8. Общественные потрясения.
Основные понятия Феодализм Вотчина Кормление Смерды Бояре Посадники Тысяцкий Дружина Воевода Митрополит Десятина
Киевская Русь в IX – XI веках была раннефеодальной монархией. Происходит переход к новой форме организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, к зарождению государства как новой организационной формы жизни общества
Феодализм - - Общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев на землю, а также на земледельцев, находящихся в крепостной зависимости
Феодальное землевладение начинает складываться во второй половине XI века. Земля в то время была основным богатством, основным средством производства. В XII веке образуется вотчина, как княжеская, так и боярская.
Вотчина - - вид феодальной собственности на землю, возникает в древнерусском государстве не ранее XI века как наследственное семейное владение (от слова «отчина» - земля отца). Владельцами её были князья. Бояре, церковь.
Как знатный человек, так и крестьянин не обладал полными правами на землю, а получал её «в пользование» от собственника-боярина, а верховным собственником боярской вотчины был князь, который имел право её отнять
На Руси одним из условий держания было так называемое «кормление» - земли давались боярам и князьям с правом сбора с них дани в собственность, которая и была «платой», средством их содержания
Великий князь Удельные князья и бояре Местные бояре «Дворские», «дети боярские»
Сельское население, зависимое от князя, называлось «смердами». Смерды делились на две группы: свободных и зависимых. Зависимые смерды именовались: закупами, рядовичами, отпущенниками, холопами.
Превращение бывших свободных общинников в зависимое крестьянство шло по нескольким направлениям: это происходило либо в результате захвата общинных земель феодалами, причём не всегда этот процесс носил насильственный характер, крестьяне могли добровольно переходить под власть феодала, который взамен за это должен был их защищать от нападений.
Это могло также происходить путём раздачи князем земель своим дружинникам за службу или же путём закабаления крестьян вследствие неурожаев, стихийных бедствий, когда крестьянин вынужден был идти в кабалу, чтобы элементарно выжить
Крестьянин получал от феодала участок земли на тех или иных условиях, вплоть до наследственного пользования. Он не являлся владельцем земли, а был только её держателем. За эту землю крестьянин должен был отдать феодалу часть своего труда (барщина) или часть продуктов (натуральный оброк) или же отдавать деньги (денежный оброк)
В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян- общинников, не подвластных частным феодалам. Такие независимые крестьянские общины платили дань непосредственно великому князю (позже они стали называться «черносошными» или «чёрными»).
Во главе Киевского государства стоял князь, который именовался Великим, поскольку на местах существовали другие зависимые от него князья. Но Великий князь не был самодержцем в буквальном смысле этого слова. Он управлял от имени своих ближайших родственников (правил род) и ближайшего окружения – крупного боярства, которое формировалось из верхушки дружины, городской и племенной знати
Бояре выполняли функции воевод и советников князя. Существовал и аппарат управления, который помимо бояр включал в себя мечников (судебных исполнителей, вирников (сборщиков штрафа).
В подвластных землях функцию управления осуществляли княжеские наместники – посадники, и их помощники - тысяцкие, возглавлявшие во время войны народное ополчение «тысячу»
Феодализм представлял собой прогрессивное явление по сравнению с первобытнообщинным и рабовладельческим строем, так как давал больший простор развитию производительных сил
Ко второй половине XI века на Руси насчитывалось около 42 крупных городов. Города являлись центрами административной хозяйственной, торговой, религиозной, культурной и общественной жизни.
Неизменным оставалось военно- стратегическое значение крепостей
Население городов составляли феодалы, богатые купцы и духовенство, и простые посадские люди: мастера, мелкие торговцы, капитаны и матросы, работные люди.
Горожане были передовой частью народных масс; их руками, умом и художественным вкусом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры: крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов.
Кругозор горожан был несравненно шире, чем у сельских пахарей, привязанных к своему узкому «миру» в несколько деревень. Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать.
Работа с учебником: прочитать о торговле (§10,11, с.75) С какими странами торговала Русь? Что использовали в качестве денег, помимо монет разных стран?
Уже в конце X века на Руси появилась стройная система организации церковной религиозной жизни. Она была создана по образцу и подобию византийской церкви, во главе которой стоял патриарх. Все, кто приняли крещение от Византии, в церковном отношении подчинялись константинопольскому патриарху.
Организация церкви на Руси Патриарх Глава византийской церкви и всех церквей, принявших крещение от Византии Митрополит Глава церкви на Руси, назначался константинопольским патриархом; управлял епархией Епископы Возглавляют отдельные области - епархии Священники Ведут богослужение в городских и сельских церквях
Митрополиты и епископы владели землями, сёлами и городами. Церковь имела свой особый суд и специальное законодательство. Князья на содержание церкви давали десятину – десятую долю получаемых даней и оброков.
Одной из сильнейших церковных организаций были монастыри, где жили монахи. Они отказывались от мирской жизни, давали обет безбрачия. Монастырём руководил выбранный монахами игумен, в женских монастырях – игуменья.
Работа с учебником: §10,11, с (письменно ответить на вопросы) Что являлось ядром армии? Сколько было дружинников у киевского князя? Кто такие отроки?
Работа с учебником: §10,11, с (письменно ответить на вопросы) Кто командовал полками? Как были вооружены «вои»? Какие были традиции сражения у русского войска?
Ответьте на вопросы: Какие проблемы могли породить общественные потрясения в древнерусском обществе? В 1072 г. сыновья Ярослава Мудрого разработали новый свод законов. Зачем?
Итог урока Таким образом, Киевское государство как объединённая могущественная держава восточных славян являлись одним из крупнейших военно- политических и экономических образований раннефеодальной Европы
Домашнее задание 1. Подготовиться к самостоятельной работе: повторить значение основных терминов. 2. По материалам §12,13 подготовить рассказы о важнейших битвах XI века.
С Хазарией, Польшей, Скандинавскими странами, германскими землями, Волжской Булгарией, Персией, Хорезмом, а также с Англией, Испанией при посредничестве еврейских купцов. Шкуры зверей, скот.
Дружина
500 – 800 дружинников
Телохранители князя
Воевода
Они были вооружены луками и стрелами, копьями, тяжёлыми боевыми топорами, щитами
В бою русское войско делилось на «чело» - центр, где бились пешие «вои». Их задача была в том, чтобы сдержать удар вражеской конницы. На правом и левом «крыльях» - флангах располагались конные дружины, которые должны были окружить противника.
Усобицы, вызванные некрепкой единоличной властью, традиции передачи верховной власти; противодействие племенных вождей и духовных лидеров центральной власти и введению православия. Князья на протяжении всей жизни передвигались из одной земли в другую, более богатую, на более престижный престол.
Из-за такого порядка часто возникали конфликты, путаницы, интриги, которые заканчивались военными столкновениями. В свои конфликты князья втягивали иноземцев: поляков, венгров. Князья думали не об укреплении и процветании своего удела, а о возможности занять другой, лучший. Кроме этих, были причины естественного порядка: нехватка хлеба в случае неурожая, набеги кочевников, злоупотребления отдельных князей и бояр властью.
Новый свод законов был направлен прежде всего на то, чтобы установить порядок в стране, защитить собственность.