Представление педагогического опыта работы
Понятие «опыт работы» Целостная характеристика практики решения воспитателем педагогических задач и проблем, в которой отражаются устойчивые закономерности, способы, условия и личностные предпосылки получения тех или иных результатов. Обобщение педагогического опыта предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.
Этапы работы теоретическое обоснование ведущая цель задачи технология работы условия результат
Ошибки при описании опыта Отсутствие новизны, описание достаточно известного опыта, широко представленного в методической литературе Частично раскрывается система ведущих идей, слабо выделены, наиболее значимые компоненты, раскрывающие логику опыта, Поверхностность в описании, подмена анализа работы отдельными примерами и картинками Преобладание в опыте использования теоретических выкладок из методической литературы
Варианты тем опыта работы Использование игровых приёмов при ознакомлении с окружающим Интегрированный подход в работе с детьми по теме «Космос» Развитие творческих способностей на занятиях по лепке Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста Ознакомление детей с циферблатом и определением времени по часам
Актуальность почему именно эту проблему надо изучать и разрабатывать в педагогической практике в настоящее время? анализ педагогической ситуации в собственном образовательном учреждении с точки зрения заявленной проблемы цели, которые собирается достигнуть педагог при решении заявленной проблемы – какой результат прогнозируется получить? Каким он видится? и (по возможности) описать критерии, которые позволили бы оценить полученный результат
Причины изучения данной проблемы - Методическая не разработанность изучаемой проблемы; - Трудности в реализации темы; - Низкая эффективность форм или методов работы с детьми; - Отсутствие системы работы в авторской технологии; - Отсутствие дидактического обеспечения к реализуемой программе; - Личный интерес педагога;
Теоретическое обоснование опыта работы анализ психолого-педагогической и методической литературы по рассматриваемой проблеме должен быть кратким, и в основном содержит описание подходов, направленных на решение заявленной проблемы: изучение проблемы разными исследователями (обзор); анализ программ и технологий по проблеме; определение ведущей педагогической идеи опыта (обоснование своей педагогической позиции - концепции);
Этапы работы теоретическое обоснование ведущая цель задачи
Технология образовательной работы 1. Последовательность (этапность) работы; 2. Содержание; 3. Методы и приемы; 4. Формы образовательной работы с детьми, родителями; 5. Условия решения поставленных целей и задач;
Результат педагогического опыта - описание достигнутых реальных результатов работы (на основе диагностического изучения), их анализ и соотнесение с поставленными целями педагогического опыта; - педагогическая новизна опыта (что сделано из того, что не сделано другими, какие результаты получены впервые, практическая ценность) - возможная перспектива развития опыта;
Критерии оценки описания педагогического опыта логическая согласованность всех разделов; завершенность работы; глубокое понимание теоретических основ вопросов, рассматриваемых в опыте; доминанта опыта в описании его практической части системный и личностный подход в описании опыта наличие обоснованного числа приложений, наглядно иллюстрирующих основные формы и приемы работы с детьми, описанные в практической части описание результативности работы и перспектив ее дальнейшей проработки
Как подготовиться к выступлению - Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей; - Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент; -Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления; -Подбор и систематизация наглядных материалов;
Понятия «рефлексия», «анализ» Под рефлексией понимается способность личности анализировать собственные мысли, чувства, намерения поступки, а также прогнозировать их в отношении себя или третьих лиц. Анализ – это изучение сторон явления как части целого, расчленение изучаемого явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. Сущность анализа заключается в том, чтобы установить причинно-следственные связи между компонентами учебно-воспитательного процесса и его результатами, а также проследить влияние процесса на уровень воспитанности детей.