Цели и задачи профориентационной работы
Профоориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого- педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого- педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Цели оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся коррекционных классов и школ и др.; выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона. выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
Система профессиональной ориентации школьников Профессиональное просвещение Профессиография Профессиональная диагностика Профессиональная консультация Профессиональный подбор Профессиональная адаптация
Этапы и содержание профориентационной работы в школе
1- 4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа Я); представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа Я); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. оценка готовности к избранной деятельности.
Содержание профориентации в условиях непрерывного образования Ежегодно составляются школьные планы работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели ОБЖ, учителя Технологии. Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся 7-9 классов, которую проводят психологи. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе Координатор деятельности: заместитель директора по воспитательной работе Выполняющие рекомендации координатора: Классный руководитель Классный руководитель Учителя-предметники Учителя-предметники Библиотекарь Библиотекарь Социальный педагог Социальный педагог Школьный психолог Школьный психолог Медицинский работник Медицинский работник
Направления и формы работы Организационно-методическая деятельность Организационно-методическая деятельность Работа с учащимися Работа с учащимися Работа с родителями Работа с родителями
Организационно-методическая деятельность Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися. Работа координаторов по профориентационной работе с учащимися. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт. Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
Работа с учащимися Комплекс профориентационных услуг в виде проф диагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры; Комплекс профориентационных услуг в виде проф диагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры; Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.). Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.). Анкетирование Анкетирование Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия) Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия) Встречи с представителями предприятий, учебных заведений. Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Как оценивать эффективность профессиональной ориентации школьников?
К основным показателям эффективности профориентационной работы относятся : достаточная информация о профессии и путях ее получения; достаточная информация о профессии и путях ее получения; потребность в обоснованном выборе профессии; потребность в обоснованном выборе профессии; уверенность школьника в социальной значимости труда; уверенность школьника в социальной значимости труда; степень самопознания школьника; степень самопознания школьника; наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.
Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению
Когнитивный критерий Показатели 9 класс классы 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. 2. Владение способами самодиагностики и саморазвития. 3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК). 4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения. 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.
Мотивационно-ценностный Показатели 9 класс классы 1. Заинтересованность в получении знаний. 2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем. 3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности. 4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями. 5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора 1. Устойчивые познавательные интересы. 2. Отношение к избираемой профессиональн ой деятельности. 3. Адекватная самооценка ПВК.
Деятельностно-практический Показатели 9 класс классы 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей. 2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам. 2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере. 3. Ориентация на творчество. 4. Стремление к совершенствованию