Литература 7 класс Урок 2 В мире русских былин
Цели и задачи Знания на уроке: определения понятия, особенности построения сюжета, периоды в истории былин, особенности былинного стиха Повторение: сказка и миф, общее с былиной и отличия в содержании и идее Словарная работа: личность, нравственные ценности
Ход урока 1. Определение понятия Былина – торжественное песнопение, повествующее о великих деяниях необыкновенных людей
Древнейшие былины можно отнести к событиям 9 века, а наиболее поздние - к 13 веку.
Развитие действия Запев – привлекает внимание, создает настроение Зачин – определяет тему былины Повествование Исход – величание героя или прямое указание на конец
Образ былинного героя Идеализация, то есть усиление положительных качеств героя Гипербола – преувеличение Контраст Постоянные эпитеты
Отличительные особенности былин Не передают точных исторических фактов Запечатлевают историческую реальность в обобщенных образах Передают понимание истории, смысл событий Герой былины (богатырь) обладал силой примера Не передает Не передает
Периоды в истории былин 1. Древнейший период ( Святогор, Волх, былины о Дунае) 2. Киевский период (Добрыня) 3.Владимиро-Суздальский период ( Илья Муромец, Алеша) 4. Псковско-новгородский (Вольга и Микула)
Сходство и различие сказок и былин Как начинаются былины и сказки? Что является содержанием сказки и былины? С какими героями мы встречаемся в сказке, а с какими в былине?
Присутствуют ли в былинах фантастические, сказочные элементы? Какую роль играет в былине портрет богатыря? Чем концовка былины отличается от финала сказки? Как следует исполнять былину?
Практическое задание Попробуй различить сказочного и былинного героя по иллюстрациям Каких героев ты можешь назвать по именам? Назови основные характерные черты каждого героя