Урок литературы в 11 классе Учитель : Тимкова Татьяна Степановна г.
Задачи : развивать умение анализировать текст ; создать условия для формирования у учащихся фундаментальных философских идей ; развивать умение находить в произведении непонятные для себя, « тёмные » места, задумываться над их художественным значением ; создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Образа поэта Ивана Бездомного необычайно важен для понимания авторской идеи на композиционном уровне : с него начинается роман « Мастер и Маргарита » и им заканчивается, ему поведал о своей судьбе Мастер, перед мысленным взором поэта оживают страницы книги об Иешуа. Уходя из жизни, Мастер видит в нём своего ученика, последователя, который проникся теми же образами мировой культуры, теми же философскими идеями и нравственными категориями.
1) 1 и 3 главы романа : Каков образ мыслей и круг интересов начинающего поэта. Почему Воланд пощадил Ивана и жестоко наказал Берлиоза ? 2) 4 и 5 главы : Какую роль в повествовании об Иване играет эпизод посещения дома 13 и купание в Москве - реке ? Как писатель показывает, что безумие Ивана таит в себе исцеление, прозрение ? 3) 8 и 11 главы : Докажите, что в поединке профессора и поэта побеждает здравый смысл. Как началось « выздоровление » героя ?
4) 13 и 30 главы : Что понял Иван, узнав, что гость именует себя не литератором, а Мастером ? Как перерождается Иван после встречи с Воландом и Мастером ? 5) эпилог : Иван Николаевич Понырев видит в ночь полнолуния перед Пасхой один итот же сон : по лунной дороге идут Иешуа и Понтий Пилат. « Идущие о чём - то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чём - то договориться ». Какие этические противоречия сфокусированы в их споре ? Почему именно этот сон видит Иван Николаевич ?
Сложные и основополагающие для современного бытия проблемы поднял Булгаков в романе « Мастер и Маргарита ». Кому же, как не вступающим во взрослую жизнь, постигать эти высокие материи ? Думаю, вскоре у вас возникнет желание перечитать это бессмертное произведение ещё раз, постигая мысли автора и совершая новые открытия.
: стр , вопр.5-10 на стр.133, сочинение - миниатюра « Кто главный герой романа « Мастер и Маргарита »?» темы сочинений на стр.134