НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Лаборатория модернизации образовательных ресурсов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
Advertisements

Формирование компетентности у учащихся в процессе обучения истории и обществознания в старшей школе Осмысление проблемы компетентностного подхода в обучении.
Подходы к измерению образовательных результатов
Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
Школьный старт педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе.
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Технология достижения планируемых результатов Презентация Оксимец О.А. МОУ «СОШ 10» г. Нефтеюганска на основе материалов ФГОС.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Педагогический совет Формирование ключевых и предметных компетентностей на уроках и во внеурочной деятельности.
Презентация педагогической деятельности Шитиевой Н.В. Учителя ИЗО средней школы 30 г. Тверь.
Матюхина Ирина Александровна. Математика наука о наиболее общих и фундаментальных структурах реального мира, является важнейшим источником принципиальных.
Проблемы внедрения компетентностного подхода в образовании (на примере ОУ Томской области)
Структура личностно-ориентированного урока и методические рекомендации к его проектированию Современный урок - это личностно-ориентированный урок, его.
Окружной конкурс педагогических проектов. Цель окружного конкурса педагогических проектов Выявление творчески работающих педагогов и педагогических коллективов.
Компетентностный подход на уроках биологии. Учитель биологии Барон О.А.
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Транксрипт:

НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Лаборатория модернизации образовательных ресурсов

Внешние ресурсы: информация, люди, группы, организации и т.д. Внутренние ресурсы: знания, умения, навыки, способы деятельности психологические особенности, ценности и т.д. Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов Компетенция - готовность субъекта эффективно со организовывать внутренние и внешние ресурсы для постановки и достижения цели. Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Ключевые компетентности - результат образования, выражающегося в овладении социально значимым набором способов деятельности, универсальным по отношению к предмету воздействия.

Классификации (списки) ключевых компетентностей Постановление Правительства Самарской области готовность к разрешению проблем, технологическая компетентность, готовность к самообразованию, готовность к использованию информационных ресурсов, готовность к социальному взаимодействию, коммуникативная компетентность Компетентность разрешения проблем Информационная компетентность Коммуникативная компетентность Совет Европы: политические и социальные, способность учиться всю жизнь, обусловленные возникновением информационного общества, касающиеся жизни в поликультурном обществе, связанные с устной и письменной коммуникацией Великобритания: решение проблем, самообучение и самопрезентация, работа с числом, информационные технологии, коммуникация, работа в группе Лаборатория модернизации образовательных ресурсов

Ключевые компетентности Лаборатория модернизации образовательных ресурсов ФОРМИРОВАНИЕОЦЕНКА Внешние ресурсы: Опыт включения в деятельность Внутренние ресурсы: Предметные ЗУН, Общеучебные умения, Ключевые компетентности Опыт постановки цели и соорганизации ресурсов ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРУЮЩЕЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ МЕТОД ПРОЕКТОВ МОДУЛЬНЫЕ КУРСЫ: «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ» Другие возможности: - другие компетентностно-ориентированные технологии; - организация выбора учащимся образовательной траектории Внутренняя (формирующая) оценка является частью каждой технологии компетентностно- ориентированного образования Внешняя (суммирующая) оценка разработаны компетентностно- ориентированные тестовые задания, которые успешно апробированы на территории: - Самарской области, - Республики Карелия, - Московской области, - Тверской области, - Ростовской области, - Ивановской области ЕДИНАЯ СИСТЕМА ТРЕБОВАНИЙ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ПО АСПЕКТАМ И В ЦЕЛОМ

Контрольно-измерительные материалы Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Разработаны для оценки деятельности Состоят из тестовых заданий открытого типа Стандартизированы по содержанию, процедуре, способам обработки и интерпретации результатов

Введение компетентностно-ориентированного подхода в образовательный процесс Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Изменение организации традиционного урока Включение специально организованной деятельности учащихся в образовательный процесс МЕТОД ПРОЕКТОВ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫБОРА УЧАЩИМИСЯ ИОТ ФОРМИРУЮЩАЯ ОЦЕНКА КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ Учебные проекты и сюжетные игры для начальной школы УЧЕБНЫЕ МОДУЛИ (ОПД, ОП) ДРУГИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компетентностно-ориентированные задания: описание Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала - изучение нового программного материала без предварительного объяснения учителя - дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников

Компетентностно-ориентированные задания: описание Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала - материал, работа с которым допускает выход за пределы школы, изучение его на базе предприятий, высших учебных заведений, учреждений культуры - материал, изучение которого можно дополнить мониторингом СМИ, проведением различных опросов - материал, изучение которого базируется на части программы, имеющей прикладной характер - материал, имеющий существенное значение для местного сообщества, например, проблемы экологии или вопросы межэтнических отношений - материал, содержащий противоречивые сведения, противоположные позиции и, следовательно, допускающий различное толкование

Компетентностно-ориентированные задания: ресурсы Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Организационные Кадровые Учебно- методические Технология проектирования компетентностно-ориентированных заданий Технология оценки компетентностно- ориентированных заданий Технология организации учебного процесса с применением компетентностно- ориентированных заданий Комплекты заданий

Технология формирующей оценки: описание Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Ориентирована на конкретного ученика, дает возможность оценивать максимальное число параметров результата в разных ситуациях и контекстах, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью. Формирующее оценивание осуществляется в естественных для учащихся условиях, в классной комнате, где обычно проходят их уроки, и предполагает оценку достижений учащихся учителем, который их обучает.

Оценка Внешняя (суммирующая) Внутренняя (формирующая) ориентирована на всю совокупность учащихся призвана единым образом зафиксировать уровень достижений учащегося по итогам освоения конкретного содержания образования используется система заданий, стандартизированных по содержанию, процедуре и способам проверки ориентирована на конкретного учащегося призвана выявить пробел в освоении учащимся содержания образования с тем, чтобы вос- полнить его с максимальной для данного учащего- ся эффективностью используются единичные задания, нестандартизированные по содержанию, процедуре и способам проверки

Технология формирующей оценки: описание Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Знаниевый образовательный результат - знание, освоенное учащимся на конкретном уровне, который определяется в зависимости от сложности умственных операций, совершаемых обучающимся с этим знанием Образовательный результат представляет собой единство знания и обще учебного умения

Технология формирующей оценки: описание Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Планируемые результаты образования должны проверяться в рамках образовательного процесса средствами педагогической диагностики; содержать описания действий или деятельности учащегося, однозначно свидетельствующих о достижении определенного результата; однозначно трактоваться всеми участниками процесса оценивания: администрацией, педагогами, обучаемыми.

Технология формирующей оценки: описание Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Система образовательных результатов иерархична - позволяет напрямую связать образовательный результат с оценкой; операционализирована – описана в виде конкретных операций – клише, которые станут своеобразными образцом при формулировании образовательных результатов по конкретной теме; разделяема и используема всем педагогическим коллективом

Матрица образовательных результатов Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Воспроизведение Воспроизводит: - конкретные факты, - абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции, - методы, процедуры, способы действий, техники, - технологии, - знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п., - обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементах, - оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок Понимание -воспроизводит объяснение, перефразируя, используя реперные точки, останавливаясь на отдельных фрагментах. -приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности), -объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должны быть заранее известны обучающемуся) Применение -применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности, -демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях, -приводит примеры (аналогичные, разъясняющие), -самостоятельно объясняет или совершат действия, комбинируя известные факты, понятия, знание технологий, -восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему, -перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий Анализ -вычленяет главные и второстепенные признаки или характеристики, находит соответствия или несоответствия, -указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях, -проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения, -выделяет признаки по заданным критериям, -относит аргументы к тезисам, -сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях -структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям, -выявляет причинно-следственные связи, -проводит сравнительный анализ объектов (явлений), -отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации, -выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов Синтез - делает вывод на основе посылок, - аргументирует высказывание, - делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа, - выявляет и называет причины события, явления и т.п., - создает структуру, модель по заданным условиям, - строит схему, алгоритм действия, исправляет или восстанавливает неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм, - делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора, - выявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин), - доказывает (разрабатывает систему аргументов) Оценка -выбирает подходящую оценку из представленных ему, -оценивает по заданным критериям, - оценивает по критериям, самостоятельно сформулированным в соответствии с заданием, - делает вероятностное заключение на основе анализа, - дает оценку системы

Уровни сформированности ключевых компетентностей Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Основание - усложнение деятельности, т.е.: -повышение уровня интеграции; - повышение уровня субъектности. Содержание возраста - присвоение образцов; - пробы; - выбор и ответственное решение \ моделирование будущего

Компетентность разрешения проблем Идентификация проблемы Лаборатория модернизации образовательных ресурсов - объясняет, с какой позиции, он приступает к разрешению проблемы, сформулированной учителем - в общих чертах описывает желаемую и реальную ситуации, указывая, чем они отличаются -обосновывает желаемую ситуацию, - анализирует реальную ситуацию и указывает противоречия между желаемой и реальной ситуацией, - указывает некоторые вероятные причины существования проблемы. - определяет и формулирует проблему - проводит анализ проблемы (указывает причины и вероятные последствия ее существования)

Технология формирующей оценки: ресурсы Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Организационные Кадровые Учебно- методические Технология формирующей оценки как средство управления качеством образовательных результатов учащихся Технология сопровождения достижений учащихся посредством механизма обратной связи Матрица результатов Требования к уровням сформированности ключевых компетентностей учащихся. Примерное тематическое планирование Листы обратной связи

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей: описание ПРОЕКТ – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. МЕТОД ПРОЕКТОВ – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – естественная среда для формирования и оценивания ключевых компетентностей.

Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей: ресурсы Организационные Кадровые учебный план, положение о проектной деятельность, расписание, изменение в функциональных обязанностях, квалификационные требования и т.п. Способы получения кадрового ресурса Подготовка педагогов: «Метод проектов технология как формирования ключевых компетентностей учащихся», «Технология оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся при работе над проектом», «Технология педагогического консультирования». Обмен опытом (стажировки). Методические объединения руководителей проектов Материально- технические Ресурсы информационной среды образовательного учреждения Учебно- методические Дневник проектной деятельности: 5-7 класс – II уровень сформированности ключевых компетентностей 8-9 класс – III уровень сформированности ключевых компетентностей Методические рекомендации для педагога - руководителя проекта

Учебные модули курса «Основы проектной деятельности»: описание Лаборатория модернизации образовательных ресурсов региональный компонент содержания образования в 5-9 классах освоение способов деятельности, относящихся к аспектам ключевых компетентностей модуль - логически законченная единица содержания образования - полный цикл шагов по освоению способа деятельности учет особенностей возраста учащихся активные формы проведения занятия: практикумы, тренинги… избыточный набор модулей возможность компоновки курса под специфику ОУ

Учебные модули курса «Основы проектирования»: описание Лаборатория модернизации образовательных ресурсов региональный компонент содержания образования в классах модули:«Социальный проект», «Бизнес-план», «Инженерный проект», «Исследовательский проект» разработка и реализация учащимся проектного замысла в определенной сфере деятельности ресурс для осуществления осознанного профессионального и образовательного выбора

Лаборатория модернизации образовательных ресурсов Организационные Кадровые Материально- технические Учебно- методические Учебные модули курсов «Основы проектной деятельности» и «Основы проектирования»: ресурсы Владение способами деятельности, на освоение которых нацелены учебные модули Учебный план, расписание Доступ к лабораторному оборудованию для реализации инженерного или исследовательского проекта

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ Лаборатория модернизации образовательных ресурсов