Обособление уточняющих членов предложения. Обособленные члены предложения могут уточнять, конкретизировать, пояснять другие члены предложения и отвечать.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Русский язык, 8 класс. Подготовил учитель русского языка и литературы.
Advertisements

Предложения с уточняющими обособленными членами. Уточняющие обособленные члены предложения конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения.
Второстепенные члены Дополнение Подготовила: Мингазова Р.З., учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ 7.
Урок русского языка в 8 классе Предложения с обособленными членами Учитель русского языка и литературы МКОУ «Москаленский лицей» Серых Анна Ивановна.
Занятие 25 Обособление уточняющих, пояснительных и присоединительных конструкций.
Тема урока: Обособленные уточняющие члены предложения. А.С.Джайчубекова. Учитель русского языка и литературы.
Для чего служат уточняющие члены? Какие члены чаще всего обособляются как уточняющие? Как обособляются уточняющие члены?
знать: - что называется уточняющими членами - случаи обособления уточняющих членов уметь: - ставить знаки препинания при уточняющих членах предложения.
Обособление дополнений Подготовил: Учитель Юрова Татьяна Ивановна.
Подготовила : Черникова Наталия Никитична, учитель русского языка и литературы Пластинского филиала МБОУ СОШ ст. Дрязги.
Автор: учитель Лебедева Евгения Игоревна, МОУ Новлянская основная общеобразовательная Заволжского района Ивановской области Урок русского языка в 8 классе.
Тема урока в 5 классе: «Синтаксис». Цели: сформулировать понятие синтаксиса русского языка; привить любовь и уважение к родному языку.
Обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания. В устной речи обособленные члены предложения произносятся с особой.
Обособленные члены предложения Подготовила : Куанышова Айжан Ученица : 9 класса.
«Грамматический КВН» Повторение и систематизация изученного в разделе «Синтаксис и пунктуация»
По теме «Синтаксис. Пунктуация». Цели урока: Обобщить и закрепить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» Развивать умение рассуждать, анализировать, делать.
Чивилёва Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная.
Чивилёва Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Первомайская средняя общеобразовательная.
Тренажёр для закрепления темы «Синтаксис» 5 класс.
А.П. Чехов 1.Близким каж…тся небо, соед…нившееся с горами. еи 2. Всю жизнь бабушка работала(не)покладая рук. 3. Льды, ра…таяв с, становя не т…ся тся синью.
Транксрипт:

Обособление уточняющих членов предложения

Обособленные члены предложения могут уточнять, конкретизировать, пояснять другие члены предложения и отвечать на один и тот же вопрос. К уточняющему обособленному члену можно поставить дополнительный вопрос где именно ? как именно ? кто именно ? и т. п.

Уточняющие обособленные члены предложения Обособляются Обособляются Примеры 1. Обстоятельства места и времени со значением уточнения. Там, на горизонте, светилась бледно- розовая полоска света (М.Горький). На другой день,15 марта, была назначена итоговая контрольная работа.

2. Обстоятельства образа действия Только так, в тишине, она могла работать. 3. Определения. Уточняющие определения называют чаще всего цвет, размер, возраст. Она была в светлой, бледно-голубой, юбке.

4. Приложение Ученик 5 класса, Федоров Вася, отсутствует в школе по уважительной причине. 5. Дополнения с производными предлогами кроме, помимо, вместо, за исключением, сверх, указывающие на включение или исключение предметов из данного ряда. За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо.

5. Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Самые скороспелые грибы, например п одберёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня (С.Аксаков).

Обособленные уточняющие члены предложения могут присоединяться к уточняемым при помощи союзов то есть, или, а также слов особенно, даже, главным образом, в частности, например и др.

Практическая работа

1. Синтаксический тренинг Прочитайте, укажите обособленные уточняющие члены предложения и их виды.

1). Поезд мчал его на юг, к морю, увозя от сырой, дождливой осени к теплым берегам Южного Крыма ( Н. Островский ). 2) Где - то там, далеко за деревней, удалая гармонь разнеслась ( А. Чуркин ). 3) Весь май, за исключением нескольких ясных и солнечных дней, шли беспрерывные дожди ( М. Шолохов ). 4) Дикая коза, или косуля, водится по всему Уссурийскому краю ( Н. Пржевальский ). 5) Тихо, с боязнью, она говорила ему что - то странное ( М. Горький ). 6) Всю четвертую, последнюю, ночь слева и справа гремела отчаянная канонада ( К. Симонов ).

2. Списывание с грамматическим заданием Задание. Перепишите предложения, расставьте пропущенные знаки препинания и объясните их употребление. Подчеркните уточняющие члены предложения.

1. Рано утром на самом рассвете вышли мы на охоту без собак ( М. Пришвин ). 2. В лесу под деревьями снег лежит еще сплошь. 3. Много есть на свете кроме нашей страны всяких государств и земель, но одна у человека мать, одна у него и Родина ( К. Ушинский ). 4. Этимология или раздел языкознания изучает происхождение слов, помогает лучше узнать историю народа.

3. Работа в парах Выполнение упражнения 296 ( устно ).

4. Выборочное списывание Задание. Выпишите предложения : 1 вариант – с уточняющим дополнением и приложением ; 2 вариант – с уточняющим обстоятельством места и времени

1. Осенью, во время ненастья, лес имеет особенно унылый вид ( В. Арсеньев ). 2. Далеко, на том берегу, горело врассыпную несколько ярко - красных огней ( А. П. Чехов ). 3. Ни единого звука, кроме журчания воды и гула снастей, не слышно на затихшем корабле ( И. Ефремов ). 4. Отец мой, Андрей Петрович Гринёв, в молодости служил при графе Минихе ( А. С. Пушкин ). 5. Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх ( И. Тургенев ).

4. Работа в группах Задание. Распространите обстоятельства места и времени. Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

Весной … в лесу особенно хорошо. Гроза началась вечером …. Тропинка свернула вправо …. Оттуда … мы слышали журавлей. В траве … струится серебряный ручей.

5. Творческая работа Задание. Придумайте рассказ, включив в него предложения со следующими уточняющими членами предложения.

Горе - рыболовы Рано утром, еще на заре … Немного позже, примерно через полчаса … У самой воды, на песке … Обеими руками, крепко - крепко … Кроме ерша да мелкого окуня … Горе - рыболовы Рано утром, еще на заре … Немного позже, примерно через полчаса … У самой воды, на песке … Обеими руками, крепко - крепко … Кроме ерша да мелкого окуня …

Домашнее задание Придумать и записать предложения на все случаи уточнения, уточняющие члены предложения соответствующим образом подчеркнуть.