Урок русского языка 8 класс Второстепенные члены предложения Дополнение
Содержание 1. Повторение ранее изученного 2. Главные и второстепенные члены предложения 3. Дополнение 4. Значения дополнения 5. Прямые и косвенные дополнения
Цели: Познакомиться с видами второстепенных членов предложения по характеру значения и синтаксической роли в предложении. Научиться находить в предложении второстепенные члены, распознавать дополнения, определять их вид и способы выражения.
Расставьте знаки препинания Васи́лий Дми́триевич Поле́нов выдающийся художник мастер исторической пейзажной и жанровой живописи педагог. Его мать художница отец археолог Основная тема его полотен это изображение старой Москвы. Главные произведения – «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд».Московский дворик Бабушкин сад Заросший пруд
Расставьте знаки препинания. В бою побывать цену жизни узнать. Жизнь пройти не поле перейти. Саша волейболист Флегматики спокойные люди, которых трудно вывести из себя. Площадь квартиры пятьдесят метров.
Члены предложения Главные Второстепенные Подлежащее Сказуемое Дополнение Опреде- ление Обстоя- тельство
Дополнение Второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Значения дополнения Указывает предмет, На который направлено действие. ЧИТАЮ КНИГУ Указывает орудие действия. Копаю лопатой Указывает предмет, в пользу которого совершается действие ОТДАЮ СЕСТРЕ Указывается адресат действия. ПИШУ ДРУГУ Указывается предмет сообщения ГОВОРЮ О ПОГОДЕ
Дополнение выражается 4 частями речи Существительными РАССМАТРИВАЮ (что?) КАРТИНУ Местоимениями ПОПРОСИТЬ (кого?) ЕГО Числительными ВОСЕМЬ ДЕЛИТСЯ (на что?) НА ДВА Неопределенной формой глагола ПРЕДЛОЖИЛ МНЕ (что?) НАПИСАТЬ. Словосочетанием ЧИТАЮ «ВОЙНУ И МИР
Найдите дополнения в этих предложениях и определите падеж. 1. Зеленая плесень уже покрыла ветки дерева. 2. Чичиков оскорбился таким замечаниям. 3. Плюшкин надел очки и стал рыться в бумагах. 4. Я его нарочно кормлю сырым мясом. 5. Лакей высадил его из кареты.
дополнения Прямые Относятся к переходным глаголам и выражаются существительным в В.п Косвенные Относятся к любым глаголам и выражаются существительным в любом падеже Я пью чай. Художник рисует картину. Я встретил друга. Мы идем по дороге. Он рассуждает о политике. Мы занимаемся спортом
Два случая, когда прямое дополнение может быть выражено существительным в форме родительного падежа : 1)если при переходном глаголе стоит отрицательная частица НЕ, сравните: МЫ ВЫПОЛНИЛИ ( что?) ОБЕЩАНИЕ (вин. падеж). МЫ НЕ ВЫПОЛНИЛИ (чего?) ОБЕЩАНИЯ (род. падеж). 2)если действие переходного глагола охватывает лишь часть предмета (не весь предмет целиком), сравните: Я ХОТЕЛ ВЫЛИТЬ (ВСЮ) ВОДУ (вин. падеж). Я ХОТЕЛ НАЛИТЬ (НЕМНОГО) ВОДЫ (род. падеж).