ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ Авторы: студенты I курса группы ТЭ-11 специальности Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог Савченко Дмитрий Владимирович, Шиянов Николай Сергеевич Научный руководитель: Иванская С.А., преподаватель информатики и ИКТ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Минераловодский колледж железнодорожного транспорта» Минеральные Воды, 2011 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
Цели: Научиться определять надежность Интернет-источников Изучить признаки надежности Интернет-источника, разработать алгоритм определения надежности Рассмотреть примеры надежности Интернет-источников Составить рекомендации по определению надежности Интернет- источников
РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ Документально-информационные Интернет-источники, часто используемые студентами и преподавателями: сайты, порталы, блоги, вики-сайты
АКТУАЛЬНОСТЬ «…необходима выработка у обучающихся критического мышления, способствующего адекватному отношению студентов к информации, получаемой из ресурсов сети. … Используя образовательные ресурсы Интернет, педагог должен продемонстрировать студентам, что в достаточно популярных и известных изданиях может находиться неточная, недостоверная и некорректная информация, акцентировать внимание на опасность рекламной информации, иногда содержащей умышленные ошибки и некорректное обращение с фактами.» Гриншкун В.В., Кулагин В.П., Сигалов А.В. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования. Каталог. М.: Федеральное агентство по образованию, 2006
Два подхода к работе в сети Интернет: Преподаватель работает в сети Интернет с подростками через фильтр Преподаватель может: - отобрать несколько авторитетных сайтов; - создать «поисковую машину» на этом множестве сайтов»: - персональный поиск на Google; - «народный поиск» на Flexum.ru Это не избавляет педагогов от ответственности обучения студентов поиску в интернете и развитию мыслительных умений при поиске.
Степень доверия к информации зависит прежде всего от «надежности» источника! (Это относится и к Интернет- источникам!) Авторитетность Интернет-источника определить сложнее.
ПРИМЕР Откроем сайт parlcom.ru
Нижняя часть сайта
Попробуем определить его «надежность» как источника информации. Мы предложили определить «надежность» данного источника своим однокурсникам.
Самые частые ответы: Надежен. На первый взгляд com вызывает настороженность. Устаревшие данные. Нет ссылок на источники. Только название. Сайт не вызывает доверия, много устаревших данных. Не заслуживает доверия, контакты «голые». Контакты с автором ограничены. Это просто сбор -адресов для рассылки спама. Сайт не является зарегистрированным электронным СМИ.
Мы попробовали определить признаки надежности Интернет- источников
Признаки надежности Интернет- источника: 1. Адрес ресурса Заканчивается ли основная часть адреса на gov.ru, edu.ru, ac.ru? 2. Авторство содержания Является ли сайт официальным сайтом организации или официальным электронным СМИ? 3. Контактные данные авторов Обнаруживаются ли контактные данные ответственных за содержание ресурса: электронная почта, телефон, адрес? 4. Актуальность предоставления информации Ресурс выглядит аккуратно, ссылки – работающие, не замечено «выпавших» картинок, ошибок в написании текстов? 5. Цель создания ресурса Является ли основной целью создания ресурса – информирование о фактах (в отличии от обсуждений или рекламы)? 6. Актуальность данных Информация обновляется регулярно?
Рассмотрим подробнее первый параметр надежности
1. АДРЕС ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА В Рунете есть зарезервированные части адресов (доменных имен). Если адреса ресурсов оканчиваются на: - gov.ru – это правительственная организация; - аc.ru – это академическая организация (исследовательский институт или ВУЗ); - еdu.ru – это организация с лицензией на образовательную деятельность. Такие адреса сайтов выдаются только тем организациям, цели которых ясны. Если данные обновляются регулярно и аккуратно, то такие сайты НАДЕЖНЫЕ, если нет – то ДОСТАТОЧНО НАДЕЖНЫЕ. Если адрес у сайта другой (и отличается от kremlin.ru), то необходимо рассмотреть более детально 6 признаков надежности.
Мы попробовали нарисовать схему для отнесения ресурса по наличию признаков к той или иной степени надежности.
АДРЕС РЕСУРСА оканчивается на… АВТОРСТВО РЕСУРСА определяется КОНТАКТЫ АВТОРОВ указаны ИСТОЧНИКИ ИНФОР-ЦИИ указаны АККУРАТНОСТЬ РЕСУРСА очевидна ЦЕЛЬ РЕСУРСА информирование АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННЫХ наблюдается Вызывающий подозрение источник Не заслуживающий доверия источник Надежный источник Достаточно надежный источник
АДРЕС РЕСУРСА оканчивается на… АВТОРСТВО РЕСУРСА определяется КОНТАКТЫ АВТОРОВ указаны ИСТОЧНИКИ ИНФОР-ЦИИ указаны АККУРАТНОСТЬ РЕСУРСА очевидна ЦЕЛЬ РЕСУРСА информирование АКТУАЛЬНОСТЬ ДАННЫХ наблюдается Вызывающий подозрение источник Не заслуживающий доверия источник Надежный источник Достаточно надежный источник СХЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ НАДЕЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ АВТОРИТЕТНОГО САЙТА 1. Индекс цитирования или Page Rank сайта 2. Кто ссылается на данный сайт 3. «Солидный» адрес сайта 4. Владелец домена: из базы Whois 5. Репутация организации или авторов
Пример на выявление наиболее достоверных данных, найденных на сайтах
Долгое время самой высокой горой в Жигулях называли гору Стрельная. На разных сайтах найдены разные данные о её высоте. Каким данным верить? (Условие: разберёмся, не открывая Википедию!) Цитируем найденное: «…можно совершить подъем к самой высокой обзорной точке Жигулевских гор - Стрельной горе высотой 374 метра». «Хотя Жигули невысоки (высшая точка м над ур. моря)» «…гордо поднялся высочайший на Волге утес Стрельной горы (высота ее каменной вершины м над ур. моря)» html «Многие годы самой высокой точкой Жигулей считалась гора Стрельная 378 м над у. м.*» «*На картах постарше указывалась обычно отметка 375 м».
ВОТ КАКИЕ МЫ ПОЛУЧИЛИ ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: Я бы доверился 3 варианту. Адрес внушает доверие. На втором сайте новости за 2005 год. Заповедник (ресурс 1) обладает более точными сведениями. Это не заповедник, а портал по продаже недвижимости в заповеднике (ресурс 1) и др.
Мы задались вопросом: «Нужно ли обучающихся учить определению надежности Интернет-источников?» 1. Безусловно в любом возрасте 2. Только старших 3. Нет необходимости
Мы предложили принять участие в опросе преподавателей-предметников нашего колледжа, ответив на вопросы: 1. Задумывались ли Вы, что не вся информация в Интернете достоверная? конечно – 36% не всегда, почти нет – 64% 2. С какого возраста необходимо работать с детьми на обучение определения достоверности Интернет- источников? с школьного возраста – 6-7 классы – 67% 3. Можно ли научить реально пользоваться Интернетом, если в колледже их доступ к сети будет четко ограничен определенным списком сайтов? нет – 58% вряд ли – 29% не знаю – 6% да – 7% (самым общим умениям поиска)
Если вы готовите реферат или проводите исследование, то должны прежде всего пользоваться книгами. Сайты в этом случае можно использовать, если на них опубликованы выдержки из таких печатных источников с точными ссылками на них, номерами страниц. Известная энциклопедия «Википедия» пополняется разными людьми, пожелавшими участвовать в этом. Ошибки в ней, безусловно, встречаются, но не намного чаще, чем в солидных энциклопедиях, поскольку в ней есть группа модераторов, которая постоянно следит за её пополнением. Чтобы не поддаваться на обман и не пользоваться непроверенными данными, научитесь сначала определять ПРИЗНАКИ НАДЁЖНОГО ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСА. А для определения того, верить информации или нет, старайтесь привлекать ВСЕ СВОИ ЗНАНИЯ. Только недальновидный человек может копировать первые найденные факты, не задумываясь о том, кто их предоставил, и насколько они соответствуют тому, что вы знаете.
В конце своего исследования мы составили РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ НАДЁЖНОСТИ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ для студентов нашего колледжа