Автор – Карась Светлана Владимировна Город Самара МОУ Школа 96
ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА О ДВУХ СПОСОБАХ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЖИЗНИ В ЛИТЕРАТУРЕ
СТАТЬЯ «ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ» -Почему 19 век называют «золотым веком» русской литературы? -Почему 19 век называют «золотым веком» русской литературы? -В чём особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? -В чём особенности романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»? -Перечислите писателей 19 века, поэтов 19 века, драматургов 19 века -Перечислите писателей 19 века, поэтов 19 века, драматургов 19 века
Художественный метод ПРОДУКТИВНЫЙ (образует художественную систему): РОМАНТИЗМРЕАЛИЗММОДЕРНИЗМНЕПРОДУКТИВНЫЙ (образует одно литературное направление): БАРОККОСЕНТИМЕНТАЛИЗМНАТУРАЛИЗМ
РОМАНТИЗМ И литературное направление, и особый вид мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, заключающихся в создании собственного идеального мира, отличного от мира реального И литературное направление, и особый вид мировоззрения, мировосприятия, мироощущения, заключающихся в создании собственного идеального мира, отличного от мира реального
РОМАНТИЗМ В РОССИИ Развивается в начале 19 века как реакция на рационализм и немотивированный (ни на чём не основанный) оптимизм классицизма (в основе – разочарование в идеях Просвещения) Развивается в начале 19 века как реакция на рационализм и немотивированный (ни на чём не основанный) оптимизм классицизма (в основе – разочарование в идеях Просвещения)
РОМАНТИЗМ ПРИШЁЛ В РОССИЮ С ЗАПАДА Его корни уходят в средневековую поэзию трубадуров, миннезингеров, воспевающих любовь. Его корни уходят в средневековую поэзию трубадуров, миннезингеров, воспевающих любовь. Центры романтизма: В Германии – Йенская школа, в Англии – Озёрная школа. Центры романтизма: В Германии – Йенская школа, в Англии – Озёрная школа.
Своих вершин романтизм достигает в первой трети 19 века в творчестве немецкого писателя Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, англичанина Джорджа Байрона и француза Виктора Гюго Своих вершин романтизм достигает в первой трети 19 века в творчестве немецкого писателя Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, англичанина Джорджа Байрона и француза Виктора Гюго
РОМАНТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ Сильная личность, выше окружающих; это герой одной страсти, одной идеи – двух идей быть не может; несовместим с обыденным миром Сильная личность, выше окружающих; это герой одной страсти, одной идеи – двух идей быть не может; несовместим с обыденным миром
ДЕЛЕНИЕ СТРАСТЕЙ РОМАНТИКАМИ Страсти романтики делили на Страсти романтики делили на высокие (любовь во всех её проявлениях) низкие (зависть, жадность, честолюбие)
РОМАНТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ Конфликт между личностью и обществом; неразрешим, несёт с собой смерть героя Конфликт между личностью и обществом; неразрешим, несёт с собой смерть героя
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА 1) Романтики первыми обращаются к истории (Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа) 1) Романтики первыми обращаются к истории (Вальтер Скотт – создатель жанра исторического романа)
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА 2) Характеры даны вне истории, история – декорация (Гюго «Собор Парижской Богоматери») 2) Характеры даны вне истории, история – декорация (Гюго «Собор Парижской Богоматери»)
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА 3) Интерес к экзотическому, сильному; к необычной обстановке (для России это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами) 3) Интерес к экзотическому, сильному; к необычной обстановке (для России это Крым или Кавказ с его страстными и вольными народами)
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА 4) Интерес к национальной самобытности, фольклору (Лермонтов «Песня про... купца Калашникова») 4) Интерес к национальной самобытности, фольклору (Лермонтов «Песня про... купца Калашникова»)
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА 5)Особое изображение природы – отказ от подражания ей, провозглашение права художника на преображение реальности. Романтиков интересует бурная стихия – море, горы, небо; иногда герой вступает с ней в борьбу 5)Особое изображение природы – отказ от подражания ей, провозглашение права художника на преображение реальности. Романтиков интересует бурная стихия – море, горы, небо; иногда герой вступает с ней в борьбу
ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА 6) тяготение к фантастике, смешению высокого и низкого, трагического и комического, к «ночной» стороне движения души, к интуитивному и бессознательному 6) тяготение к фантастике, смешению высокого и низкого, трагического и комического, к «ночной» стороне движения души, к интуитивному и бессознательному 7) использование символики (например, небо, море, горы – свобода; тюрьма, келья – неволя, роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; кинжал или меч – символы борьбы за свободу ) 7) использование символики (например, небо, море, горы – свобода; тюрьма, келья – неволя, роза – символ быстро увядающей красоты, камень – символ вечности и неподвижности; кинжал или меч – символы борьбы за свободу )
В русском романтизме выделяют 4 течения: В русском романтизме выделяют 4 течения: а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев), а) философское (Батюшков, Баратынский, Веневитинов, Тютчев), б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский), б) гражданско-героическое (Рылеев, Кюхельбекер, Вяземский, Одоевский), в) элегическое (Жуковский), в) элегическое (Жуковский), г) лермонтовское. г) лермонтовское.
РУССКИЕ ПОЭТЫ- РОМАНТИКИ Влияние немецкого романтизма (Гёте, Шиллера, Гофмана) на русский романтизм проявилось в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова (излюбленный жанр – элегия; основа поэзии – мечта о совершенном человеке), П. А. Вяземского, А.А. Дельвига (медитативная лирика) Влияние немецкого романтизма (Гёте, Шиллера, Гофмана) на русский романтизм проявилось в творчестве В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова (излюбленный жанр – элегия; основа поэзии – мечта о совершенном человеке), П. А. Вяземского, А.А. Дельвига (медитативная лирика)
РУССКИЕ ПОЭТЫ- РОМАНТИКИ Влияние английского романтизма (Байрона, Шелли, Шатобриана) проявилось в творчестве молодого А. С. Пушкина (южные поэмы), М. Ю. Лермонтова Влияние английского романтизма (Байрона, Шелли, Шатобриана) проявилось в творчестве молодого А. С. Пушкина (южные поэмы), М. Ю. Лермонтова
ПОЭТЫ-ДЕКАБРИСТЫ Кюхельбекер -воспевал героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами) Кюхельбекер -воспевал героев, способных воспитывать высокими гражданскими чувствами) Рылеев К. Ф. – суть его поэзии «я не поэт», а гражданин Рылеев К. Ф. – суть его поэзии «я не поэт», а гражданин Баратынский Е. А.– разделяет идеи декабристов и считает, что человек обречён на вечное разочарование Баратынский Е. А.– разделяет идеи декабристов и считает, что человек обречён на вечное разочарование
РУССКИЕ ПОЭТЫ- РОМАНТИКИ Объединяет их неприятие мира, недовольство им. Объединяет их неприятие мира, недовольство им. Романтические традиции продолжают развиваться в конце 19 века в творчестве А.А. Фета (поэт переживаний и впечатлений), А.Н. Майкова, А.К. Толстого, Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева (философское понимание мира) Романтические традиции продолжают развиваться в конце 19 века в творчестве А.А. Фета (поэт переживаний и впечатлений), А.Н. Майкова, А.К. Толстого, Я. П. Полонского, Ф. И. Тютчева (философское понимание мира)
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Записи выучить. Прочитать 4 статьи о романтизме в учебнике. Ответить письменно на вопросы: Записи выучить. Прочитать 4 статьи о романтизме в учебнике. Ответить письменно на вопросы: 1) Чем отличается романтический и реалистический способы изображения жизни? Приведите примеры. 1) Чем отличается романтический и реалистический способы изображения жизни? Приведите примеры. 2) Перечислите наиболее известных писателей-романтиков и романтические произведения русских писателей 2) Перечислите наиболее известных писателей-романтиков и романтические произведения русских писателей 3) В чём разница между классицизмом, сентиментализмом и романтизмом? (на менее 3 пунктов) 3) В чём разница между классицизмом, сентиментализмом и романтизмом? (на менее 3 пунктов) 4) Сравните изображение жизни классицистами и реалистами. Перечислите писателей-реалистов. 4) Сравните изображение жизни классицистами и реалистами. Перечислите писателей-реалистов. 5) Приведите примеры объединения двух способов изображения действительности (романтизма и реализма) в русской литературе 5) Приведите примеры объединения двух способов изображения действительности (романтизма и реализма) в русской литературе Через урок – стихотворение Жуковского наизусть или презентация на тексты стихотворений Через урок – стихотворение Жуковского наизусть или презентация на тексты стихотворений