Тема 11. Интеграционные процессы в мировой экономике
1. Интеграция: понятие, признаки, формы, преимущества. 2. Теории интеграции 3. Интеграция в Западной Европе. Европейский Союз (ЕС): этапы эволюции, механизм функционирования. Экономическая политика ЕС. Бюджет ЕС. Условия вступления в ЕС. Экономические последствия расширения ЕС. 4. Североамериканская модель интеграции (НАФТА). Интеграционные процессы в Латинской Америке. 5. Интеграция в Азиатско-тихоокеанском регионе (АТЭС). 6. Интеграционные группировки в развивающихся странах. 7. Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ.
Уровни интеграции макроэкономический (государственный уровень) региональный.
Экономическая интеграция – процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами
сопоставимость уровней рыночного развития участвующих стран, географическая близость, общность стоящих перед ними проблем, наличие взаимодополняющих структур экономики интеграционных стран. Предпосылки интеграции
Цели экономической интеграции использовать преимущества объединенного рынка («эффект масштаба») расширить размеры рынка, снизить издержки, стимулировать приток иностранных инвестиций; повысить конкурентоспособность страны; содействовать структурным реформам; получить для национальных производителей более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, новейшим технологиям, работать на более емкий рынок; укрепить добрососедские отношения между странами и создать благоприятную внешнеполитическую среду; усилить позиции стран на мировом рынке
Признаки и преимущества интеграции: развитие межгосударственного регулирования экономических процессов, координация экономической стратегии; развитие международной специализации кооперации; формирование независимых национальных хозяйственных комплексов с общей структурой воспроизводства; более широкий доступ к ресурсам, расширение пространственных возможностей межгосударственного перемещения и потребления товаров, рабочей силы, технологий, финансовых ресурсов;
Признаки и преимущества интеграции: создание привилегированных условий для фирм стран-участниц на основе устранения административных и экономических барьеров развитие производства в расчете на рынок всей интеграционной группировки выравнивание уровней экономического развития совместное решение социальных проблем
Отрицательные последствия отток ресурсов (факторов производства) в более отсталых странах и перераспределение в более развитые олиго полный сговор ТНК стран-участниц, ведущий к повышению цен эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.
Формы (уровни) интеграции 1. Преференциальные торговые соглашения (подготовительный этап интеграции) Предоставление странами-членами друг другу в соответствии с предписанными соглашениями более благоприятного режима, чем третьим странам Сохранение национальных таможенных тарифов каждой из стран Отсутствие межгосударственных органов.
Формы (уровни) интеграции 2. Зона свободной торговли Полная отмена таможенных тарифов во взаимной торговле. Сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран. Распространение условий зоны на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Создание (или не создание) небольшого межгосударственного секретариата. Согласование основных параметров развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.
3. Таможенный союз Отмена группой стран-участниц национальных таможенных тарифов. Введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования в отношении третьих стран. Беспошлинная внутрирегиональная торговля товарами и услугами. Полная свобода перемещения торгов и слуг внутри региона. Создание развитой системы межгосударственных органов. Координация проведения согласованной внешнеторговой политики. Проведение периодических совещаний министров, формирования межгосударственного секретариата.
4. Общий рынок Договор о свободе движения товаров, услуг и факторов производства (капитала, трудовых ресурсов) Проведение периодических совещаний глав государств и правительств стран-участниц, встреч руководителей министров финансов, центральных банков Постоянно действующий секретариат
5. Экономический союз Координация макроэкономикой политики, гармонизация законодательства в валютной, бюджетно- налоговой, денежной областях. Создание органов, способных принимать оперативные решения от лица группировки. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и передают их наднациональным органам. Образование валютного союза путем создания региональной валютной системы, введения единой расчетной единицы, создание центрального банка интеграционной группировки.
6. Политический союз Передача национальными правительствами большей части своих функций в отношении с третьими странами надгосударственным органам Создание международной конференции Потеря отдельными государствами суверенитета
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ 1951 г. - Парижский Договор Европейское сообщество угля и стали (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды) 1957 г. - Римский Договор Европейское экономическое сообщество Европейское сообщество по атомной энергии
Цели образования европейского экономического сообщества создание общего рынка, обеспечивающего свободное перемещение товаров, капиталов, услуг и трудовых ресурсов сближение экономической политики государств.
Направления интеграции углубление процесса объединения национальных хозяйств в единую региональную экономику в соответствии с формами интеграции территориальное расширение зоны интеграции
Этапы расширения В 1958 г. - 6 государств (Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды) В 1973 г. - Великобритания, Дания, Ирландия В 1981 г. – Греция В 1986 г. – Испания и Португалия В 1995 г. - Австрия, Финляндия, Швеция В 2004 г. – Польша, Литва, Латвия, Эстония, Чехия, Словения, Словакия, Венгрия, Кипр, Мальта
ЭТАПЫ углубления европейской интеграции а) Зона свободной торговли ( г.г.) б) Таможенный союз ( г.г.). в). Общий рынок ( гг.) г). экономический союз (1993- по наст. время),
Последствия расширения ЕС Позитивные -относительное ограничение эффекта т.к. На этапе ассоциированного членства до 60-65% товарооборота реализовывалось на беспошлинной основе - с 2001 г. торговля промышленными товарами полностью освобождена от таможенных платежей - изменена географическая и товарная структура торговли (рост с ЕС) -более эффективная защита авторских прав -активизация передачи технологий в ходе ПИИ -более масштабная миграция К в регионы с более дешевой и высококвалифицированной рабочей силой -рост мобильности К вследствие стабилизации обменных курсов -снижение реальных % ставок
негативные -ужесточение регулирования по западноевропейским правилам конкуренции, техническим стандартам, нормам защиты потребителей -потеря автономии в проведении монетарной политики -ограничения в перемещении рабочей силы (отсрочка введения ~ 7 лет свободного рынка труда, языковые трудности) -введение общей аграрной политики рост потребительских цен (различия были %)
Институциональная система ЕС Европейский Совет – на уровне глав государств Совет министров – уровень министров национальных правительств, орган принятия решений Европейская комиссия – исполнительный орган Европейский парламент – представительный орган Европейский суд Палата аудиторов (счетная палата) Экономический и социальный совет (комитет) – консультативный орган Комитет регионов Европейский центробанк Европейский инвестиционный банк
Статьи дохода бюджета ЕС НДС Отчисления из ВНП Пошлины Аграрные пошлины Сборы с сахара и глюкозы Сальдо прошлого года
Статьи расхода бюджета ЕС Сельское хозяйство Структурная политика и структурные фонды Внутренняя политика Внешняя политика Подготовка к расширению Административные расходы
УСЛОВИЯ ВХОЖДЕНИЯ В ЕС Критерии конвергенции 1. Дефицит государственного бюджета: не более 3% ВВП. 2. Государственный долг: не более 60 % ВВП. 3.Инфляция: уровень за год превышает средний показатель по трем странам-участницам минимальной инфляцией не более чем на 2%. 4. Процентные ставки средняя номинальная ставка по долгосрочным кредитам превышает средний показатель по трем странам-участницам с минимальным уровнем не более чем на 2%.
СТРУКТУРНЫЕ ФОНДЫ Европейский фонд ориентации и гарантий в области сельского хозяйства Европейский социальный фонд Европейский фонд регионального развития Фонд сплочения ПРОГРАММЫ SAPARD сельскохозяйственные программы ( гг. ежегодно 1,62 млрд. евро) ISPA транспортная инфраструктура структура по охране окружающей стреды PHARE структурные реформы 1.
Н НАФТА