«Мутация словесных генов» Выполнил: Такленок Сергей Руководители: Власов Дмитрий Александрович Мурзин Игорь Анатольевич Департамент общего образования Томской области Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Кадетская школа-интернат «Северский кадетский корпус» (ОГБОУ КШИ "Северский кадетский корпус") Северск 2014
Судьба русского языка - тема, которая не может оставить равнодушным ни одного современного человека. Одной из примет постигшей нас духовной и культурной катастрофы стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества, нам все более пытаются навязать, что русский язык вообще невозможен без мата. Своим проектом мы хотим привлечь внимание всех, а прежде всего молодежи, к проблеме той части лексики, которая до некоторого времени считалась неприличной, а публично произнесенная фраза стоила человеку потери авторитета, иногда карьеры, каралась штрафом или наказанием в виде содержания под арестом в течение 15 суток.
3 Цель проекта: выяснить, откуда пришли «матерные» слова; провести анкетирование среди учащихся 10 класса; выяснить как сквернословие вредит здоровью; выпустить буклет, памятку, видеоклип «Антиреклама сквернословию»; создать сообщество «Молодежь за чистоту русского языка» в социальных сетях; разработать программу профилактики сквернословия среди подростков; разместить информацию на сайте СКК. Гипотеза: сквернословие – социально опасная проблема нашего общества, наряду с табакокурением, алкоголизмом, наркоманией. Практическая значимость проекта: программа профилактики сквернословия среди подростков может быть использована педагогами различных учебно-воспитательных организаций. Задачи: формирование в подростковой среде ценностного отношения к русскому языку
4 Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме, включенное и стороннее наблюдение, констатирующий эксперимент, обобщение, устный опрос, анкетирование, оформление результатов.
Привлечение внимания широкой общественности к проблемам современного русского языка, и в частности к сквернословию и причинам его возникновения; Осознание значимости бережного отношения к своему родному языку как основе духовно-нравственной жизни человека в окружающем социуме; Активное участие подростков и молодёжи в решении проблемы сквернословия в школе; Повышение уровня речевой культуры учащихся посредством уменьшения до минимума случаев сквернословия на территории школы и города; Ожидаемые результаты:
Из словаря Владимира Даля: Сквернословие - от слова «скверна». « Скверна-мерзость, гадость, пакость, все гнусное,противное,отвратительное,непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление,мертвечина,извержения,разврат,нравственное растление; все богопротивное».
Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. В древней Руси мат являлся ни чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонов, вступали с ними в контакт. История возникновения сквернословия
Таким образом, так называемый мат является языком общения с демонами. Неслучайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной – значит адской, из преисподней.
Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено даже в деревне, но и являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. Заблуждением является общепринятое мнение насчет того, что мат - это славянская традиция.
Все знали, что Нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться. На берегу реки или озера – оскорбится водяной. Бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость?
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По Соборному уложению за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание – вплоть до смертной казни. Алексей Михайлович Романов, 19 (29) (08.02) 1676.
14-й Царь Всея Руси Петр 1 Алексеевич 27 апреля октября 1721 При Петре I была выпущена книга "Юности Честное Зеркало", где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь с полным воздержанием от бранной ругани.
Влияние мата на здоровье человека
Семнадцатилетнее исследование группы доктора биологических наук Ивана Борисовича Белявского увенчалось настоящим открытием. Ученым удалось доказать, что каждое произнесенное нами слово очень отчетливо влияет на наши гены. Влияние мата на здоровье
В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Влияние мата на здоровье Ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами.
Нецензурная брань в современном мире приобрела характер эпидемии.
Жорж Жиль де ля Туретт ( ) В 1825 году один из родоначальников детской психиатрии Жан Итар безуспешно пытался вылечить 26-летнюю дочь маркиза де Дампьер, у которой была загадочная болезнь. Мадемуазель де Дампьер неожиданно для окружающих и самой себя начинала громко и изобретательно ругаться. Доктор Итар описал эти синдромы и дал название заболеванию копрокалия (от греческого kopros «помет», «кал» и lalia «речь»). Маркиза де Дампьер прожила 85 лет, на протяжении которых ее безуспешно лечили многие медики Европы. Последним ее доктором был невропатолог Жорж Эдмон Альберт Брут Жиль де ля Туретт ( ). С тех пор недуг носит его имя. Жан Марк Гаспа́р Ита́р ( )
Болезнь «копрокалия» от греческого копрос- кал, грязь и калия- речь Болезнь «копрокалия» от греческого копрос- кал, грязь и калия- речь 4 стадии развития болезни: I стадия - человек испытывает стыд, отвращение, брезгливость; II стадия - человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали; III стадия - человек использует эти слова, не замечая этого; IV стадия - уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.
Как борется с матом закон? Ст. 130 «Оскорбление» УК РФ Ст. 20, ч. 1 «Кодекса РФ об административных правонарушениях» 3 февраля – Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой
Итоги анкетирования
Результаты анкетирования
Привычная брань, как показатель полного бескультурья, так называемый мат «для связки слов» Связано с выражением какого- либо чувства и обычно является эмоциональной реакцией человека Разновидности мата Привычный АффективныйНамеренный Лингвистическое хулиганство, надписи на заборах и в туалетах, циничные общественные выступления и произведения
В результате проведенной работы можно выделить некоторые факты. Многие бранные слова не пришли в наш язык от татаро-монгольских захватчиков, как это принято считать, а являются исконно русскими, а точнее славянскими. Их использовали как заклинания для вызова нечистой силы. Постепенно мат приник в разные слои общества. В настоящее время мы можем услышать бранные слова в разных проявлениях: 1) привычная брань, как показатель полного бескультурья, так называемый мат «для связки слов» 2) аффективное сквернословие для выражения чувств и эмоций, 3) эпатажное сквернословие, как вызов обществу или намеренное стремление нарушить общепринятые правила. Проведенное анкетирование показало, что обучающиеся 10 классов достаточно часто используют в своей речи ненормативную лексику и не знают о последствиях, к которым может привести эта привычка. Выводы:
Для работы с учащимися СКК был разработан данный проект, который мы хотели бы порекомендовать и другим школам. Название этапов Шаги реализации Подготовительный этап 1. Сбор информации 2. Проведение анкетирования и обработка результатов. Первый этап 1. Создать открытое пространство общения тех, кто неравнодушен к проблеме - сообщество «Молодежь за чистоту русского языка» в социальных сетях (В КОНТАКТЕ) 2. Запись видеоролика и представление его на местном телевидении (школьном уровне). 3. Разработка классных часов и публичных лекций по проблеме сквернословия Второй этап 1. Круглый стол (ВО ВЗВОДАХ) по теме: «Молодежь за чистоту русского языка!» - это начало информационно-просветительской кампании, целью которой является актуализация проблемы существования ненормативной лексики и отношения современного общества, особенно молодежи, к этому явлению. 2. Издание и распространение буклетов «Сквернословие – мутация словесных генов» 3. Выпуск классных газет «Мат убивает людей!». 4. Конкурс плакатов и рисунков «Горькая, правда, о сквернословии» 5. Организовать родительские собрания совместно с детьми «Как ваше слово отзовется» 6 Разместить статью о вреде сквернословия на сайте СКК. 7. Результаты исследования будут отражены в школьной газете «Корона», выступление на классных часах во взводах с презентацией данной работы. Завершающий этап 1. Анкетирование учащихся по итогам проведенных мероприятий 2. Подведение итогов работы, рефлексия 3. Создание территории свободной от сквернословия
Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести, Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить… Вадим Сергеевич Шефнер
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!