ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ПРОБЛЕМНЫМИ СЕМЬЯМИ И СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОП
Как известно, родители- главные воспитатели ребенка. К сожалению, многие из них не вполне соответствуют этим требованиям. А некоторые весьма достойные родители не разбираются в детской психологии и не представляют, как воспитывать ребенка.
Усиление воспитательской функции ОУ обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей. Нестандартный подход со стороны педагога необходим к тем семьям и тем родителям, которые вызывают особую тревогу и озабоченность.
Среди таких семей выделяют семьи: педагогически несостоятельные, конфликтные и асоциальные (асоциально-криминальные)
Общий критерий таких семей - это деформация или полное разрушение воспитательной функции семьи Истоки деформации: 1. в искаженном понимании целей воспитания; 2. в деформированном характере родительского авторитета и методах воспитания; 3. конфликтные супружеские и детско- родительские отношения; 4. асоциальный образ жизни семьи.
ПЕДАГОГИЧЕСКИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНАЯ СЕМЬЯ. /Как правило, занимается воспитанием детей, но для неё характерны неправомерные подходы к воспитанию, беспомощность в построении взаимоотношений с детьми. Главная цель воспитательных усилий родителей-достижение послушания детей./ КОНФЛИКТНАЯ СЕМЬЯ. /родители сосредоточены на затяжных конфликтах друг с другом, тяжёлая морально-психологическая атмосфера для всех членов семьи, непроизвольное вымещение на ребенке нервного напряжения настраивании ребенка друг против друга/ АСОЦИАЛЬНАЯ СЕМЬЯ А) родители не имеют постоянной работы, семейного уклада нет, нет заботы о детях ( главное, чтобы не мешали). Жестокость, отсутствие должной заботы, равнодушно-отстраненный стиль отношения к детям- как следствие воспроизводства негативного опыта. Б )дети воспитываются в нетерпимой обстановке пьяных дебошей, сексуальной разнузданности, лишены элементарного ухода, запущены, физически истощены.
У классного руководителя возникает много претензий к таким родителям, а у тех, в свою очередь, к школе. КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТ?
Принципы организации профилактической и коррекционной работы с проблемными семьями: 1. Принцип своевременности /раннего выявления/ 2. Принцип гуманизма/готовность педагогов прийти на помощь ребенку и его семье/ 3. Принцип индивидуального подхода/учет социальных, психологических, функциональных характеристик семьи/ 4. Принцип стимулирования семьи к самопомощи/активизация собственных внутренних ресурсов семьи для изменения образа жизни/ 5. принцип комплексности/объединение усилий всех соц. служб/
Индивидуальная работа с семьей предполагает несколько этапов: Установление контакта с членами семьи Выявление семейных проблем и причин их возникновения. Определение маршрута вывода семьи из тяжелой ситуации. Патронирование семьи, если необходимо.
Педагог, пытающийся установить контакт с семьей часто сталкивается с открытым проявлением настороженности, демонстрацией права семьи на закрытость, а нередко и с грубостью. Классный руководитель может предотвратить многие конфликты, если без амбиций, внимательно отнесется к проблемам семьи, сможет расположить к себе родителей, наладить контакт, даже если партнеры не вызывают симпатии, и ему трудно принять их манеру общения, и принять их позицию. Iэтап. Для первой беседы важно отобрать позитивную информацию, ибо она поможет общению. Для бесед с родителями важно выбрать такие темы, которые не дадут повода вступить с вами в конфликт/о будущем ребенка, о его здоровье, о трудностях сегодняшней жизни и т.д./ II этап. Выяснение существа семейных проблем. Учитель неизбежно выйдет на негативную информацию, связанную с образом жизни родителей, методам их воспитания и др. Однако общение не должно строиться на обвинении. Проблемная тональность беседы- озабоченность учителя сложившейся ситуацией, надежда и вера в возможность изменить положение. III этап. Оценка ситуации. Вывод семьи из сложной ситуации. Выявление собственных ресурсов семьи, побуждение к поиску решений.
Многим родителям сложно в короткий срок изменить свою манеру, тон, стиль общения с детьми. Поэтому с ними стоит проводить тренинги по коррекции общения. В работе с конфликтной семьей ведущая роль принадлежит психологу и психотерапевту, но классному руководителю отведена особая роль – роль координатора.
Опыт показывает, что благодаря последовательной работе всех школьных специалистов и различных государственных и общественных структур социальная деградация асоциальных семей может быть ослаблена, что позволит избежать лишения родительских прав и полного отторжения ребенка от семьи.