Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей художественная школа г.о.Железнодорожный Канунникова Татьяна Александровна Методическая разработка для системы дополнительного образования.
Аннотация…………………………………………… слайд 4-5 Об авторе……………………………………… Пояснительная записка……………………………………… Структура методической разработки: тема, цели, задачи, УУД образовательные технологии, методы обучения, оформление доски материалы и оборудование;
Ход работы над проектом занятия 1-3……………………………………………………..…………………23-24 «Введение в историю рукописной книги на Руси» Приложение 1 …………..………………………………………………… занятия 4-6…………………………………………………………………………….46 «Материал для беседы с учащимися. А.Аксаков» Приложение 2…………….………………………………………………………………………... …47 занятия 7-9…………………………………………………………………………...….48 «Буквицы «А», «Б», «В» Технологическая карта 1…………………...… «Переплёт рукописной книги» Технологическая карта 2……………………………………………………………..… «Этапы рисования иллюстрации» Технологическая карта 3……………………………………………………………… «Материал для беседы с учащимися. И.Билибин» Приложение 3………………………………..…………………………………………… список литературы…………………………………………
Данная разработка посвящена методике организации процесса обучения детей среднего школьного возраста (11-13 лет) законам композиции, основам декоративно - прикладного искусства и дизайна на базе знакомства с русской рукописной книгой. Занятия предусматривают межпредметные связи с изучением истории искусства и МХК. Методическая разработка окажет действенную помощь педагогам дополнительного образования, учителям изобразительного искусства и технологии, мировой художественной культуры, организаторам дополнительных занятий с детьми среднего школьного возраста. Источником и стимулом для создания методической разработки послужил собственный опыт педагогической работы автора (6 лет): в системе дополнительного образования (МАОУ ДОД ХШ); в системе общего образования (НОУ Прогимназия «Мини- Авионика» г.Москва); 4
В данной методической разработке используются современные педагогические технологии: образовательные возможности ИКТ; технология КТД (автор Иванов); методика работы с технологическими картами; Элементы дифференцированного обучения элементы игровых технологий Возможно использование предлагаемого методического материала в качестве алгоритма работы с образовательными программами художественно- эстетической направленности, а также создание бинарных уроков по ИЗО и МХК, ИЗО и истории отечества; ИЗО и технологии, ИЗО и литературе. 5
Канунникова Татьяна Александровна. Место работы: МАОУ ДОД художественная школа г.о.Железнодорожный. Должность: заместитель директора по УВР педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории. Является аспирантом Московского Педагогического Государственного Университета (МПГУ). Специальность: Теория и методика обучения и воспитания (ИЗО). Кафедра теории и методики преподавания изобразительного искусства. 6
Методическая разработка «Искусство рукописной книги» предназначена для использования в системе дополнительного образования, а также основного образования, где реализуются образовательные программы художественно-эстетической, искусствоведческой, исторической и литературоведческой направленности. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство, законы композиции и основы дизайна – важнейшие виды развивающих и обучающих занятий с учащимися среднего школьного возраста, способствующие развитию художественно-образного мышления и аналитических способностей. Методическая разработка «Искусство рукописной книги» имеет большое воспитательное значение: способствует формированию любви к чтению книг, росту уважения к творческому труду, развитию чувства национальной гордости и любви к самобытному искусству русского народа. 7
продемонстрирован пример практического применения и взаимодействия нескольких современных образовательных технологий: 1) ИКТ; 2) КТД; 3) методика работы с технологическими картами; 4) элементы игровых технологий и дифференцированного обучения на основе индивидуального подхода к учащимся. Основой обучения является практическая деятельность, что соответствует современным требованиям применения системно-деятельностного подхода в образовании. 8
показан способ формирования универсальных учебных действий как основы базовых компетентностей и условия успешной социализации учащихся; целенаправленное формирование ситуации успеха каждого ученика через создание яркого продукта художественно- творческой деятельности – рукописной книги; закрепляются межпредметные связи ИЗО, МХК, истории отечества, литературы, технологии; повышается мотивация учащихся к познавательной и творческой деятельности через участие в конкурсе Международного союза книголюбов; идёт продуктивная воспитательная работа через участие школьников в социально значимом проекте «Моя любимая книга». Подобная творческая самореализация способствует формированию положительной «я-концепции» воспитанников образовательного учреждения и является необходимым шагом на пути реализации программы «Путь к успеху». 9
оказание методической помощи педагогам дополнительного образования, педагогам- предметникам, а также родителям, занимающимся вопросами интеллектуального и эстетического развития детей и подростков; совершенствование учебно- воспитательной работы в учащимися лет. 10
в эффективном взаимодействии нескольких современных педагогических технологий; в оптимальном соотношении составляющих триединой задачи занятия: обучающей, развивающей и воспитывающей составляющей; в актуальности воспитательной задачи занятия, возможности организации активного участия детей в социально значимом проекте «Моя любимая книга»; 11
в оригинальности продукта художественно-творческой деятельности детей (создании миниатюрной рукописной книги); в участии в ежегодном конкурсе Международного союза книголюбов; в максимально широкой области применения (основное, дополнительное, домашнее образование); в пластичности методической разработки и возможности её творческого переосмысления и изменения педагогами ИЗО, МХК, истории и литературы, с учётом целей занятия, материально- технического обеспечения, индивидуальных особенностей учащихся. 12
использования методической разработки должно стать повышение мотивации учащихся лет к чтению, самообразованию, творчеству, изучению и сохранению отечественной культуры. 13
Цель: развитие мотивации учащихся к чтению книг; формирование художественно-творческого мышления; становление чувства национального самосознания. Задачи: Воспитывающие: формирование устойчивой мотивации к чтению книг; интерес и уважение к истории Отечества; любовь к творческому труду. 14
обогащение понятийного аппарата учащихся, знакомство с содержанием терминов: «миниатюра», «буквица», «кириллица», «глаголица», «лицевой свод», «переплёт»… изучение истории появления и развития рукописной книги на Руси; изучение законов композиции, основ декоративно-прикладного искусства и дизайна; повторение закономерностей цветоведения; практическое применение навыков работы с различными живописными и графическими материалами; знакомство с этапами создания рукописной книги; практическое изучение одного из видов книжного переплёта; формирование практических навыков разработки и начертания буквиц; развития практических умений иллюстрирования текста (сказок); знакомство с творчеством писателей: С.Т.Аксакова, Г.Х.Андерсена и других, по выбору педагога. 15
развитие мышления, воображения и фантазии; художественно-образного восприятия литературных произведений; расширение кругозора; развитие мелкой моторики. УУД: мыслительные: способность сопоставлять и сравнивать, анализ и синтез; активное познавательное чтение; регулятивные: целеполагание, составление плана работы и следование плану; прогнозирование результата; соблюдение верной последовательности самостоятельной работы исправление ошибок, самоанализ; личностные: развитие мотивации к творчеству и учёбе, любви к чтению книг; формирование личных качеств: трудолюбие, внимательность, аккуратность. 16
1. ИКТ: просмотр видео и фото материалов на экране компьютера, использование профильных интернет сайтов, просмотр обучающих презентаций, электронная версия технологических карт; 2. КТД (автор: Иванов И.П.) участие в социально значимом проекте «Рукописная книга» и подготовка к Международному конкурсу, организованному Международным союзом книголюбов. 3. элементы игровых технологий 4. элементы проектной деятельности 5. технологические карты. 17
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; поисковый. Оформление доски: по ходу занятий на доске появляются соответствующие технологические карты, демонстрируются презентации на интерактивной доске или компьютере; рядом с доской монтируется мини-выставка детских творческих работ. 18
для учителя: компьютер, планшет, интерактивная доска (по возможности) электронные презентации: «История рукописной книги» «Материал для беседы о сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»; «Материал для беседы о творчестве И.Билибина; электронный мастер-класс (технологическая карта): «Переплёт рукописной книги»; технологические карты в электронном и печатном виде: «Буквица », «Этапы создания иллюстрации». рисунок и демонстрация приёмов работы педагогом; музыкальное сопровождение к занятию. 19
для учащихся: бумага белая и цветная, картон; карандаш, линейка, ластик; гуашь, акварель, пастель, цветные карандаши и гелиевые ручки; кисти, палитра; нитки, ножницы, иголка; бросовый материал (нитки, бусины, ленты, пуговицы, старые ненужные изделия из кожи, ткань); клей ПВА, кисти, тряпочки, халатик. 20
Цикл занятий по теме «Искусство рукописной книги» представляет собой около 9-10 академических часов. Количество учебных часов можно изменить, ориентируясь на индивидуальные особенности группы учащихся и возможности педагога. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Целеполагание и мотивация к работе. (занятие 1) Тема и цели проекта доводятся до сведения учащихся в форме диалога. Одним из ключевых мотивов для учащихся является конкурс Международного союза книголюбов, приуроченный к 155-летию создания сказки «Аленький цветочек». Коллегиально педагог и ученики выбирают направление деятельности и продумывают сроки выполнения работы. 21
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП (занятия 1 -3) Самостоятельный сбор материала учащимися по теме «История рукописной книги на Руси». Источникам могут быть: книги, интернет, аудио и фотоматериалы… Коллективное (совместно с педагогом) изучение материала с использованием (дополнением) электронной презентации «История рукописной книги на Руси». Исследовательский этап работы встречается и в других занятиях по данной теме: при изучении и разработки буквицы, орнамента, иллюстрации к сказке. ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (занятия 3-8) Рисование иллюстраций, буквиц и орнаментов для оформления любимой книги. Создание рукописной книги по сказке С.Т.Аксакова «Аленький цветочек». ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ (занятия 8-9) Состоялась выставка детских творческих работ в группе. Выбраны работы для участия в конкурсе Международного союза книголюбов. Организована работа по пропаганде чтения, гуманистических ценностей. 22
1. Организационная часть. 2. Сообщение темы занятия. 3. Исследовательская часть. Беседа с использованием ИКТ - презентация «Введение в историю рукописной книги». Приложение 1. 23
4. Практическая работа: репродуктивный метод. Задание: Выполнение чертежа-разметки для страниц миниатюрной книги. Использование технологической карты. 5. Практическая работа: частично-поисковый метод. Задание: Линейные карандашные эскизы буквицы «А» и орнамента для книги. Использование ИКТ – презентация «Введение в историю рукописной книги на Руси» (Приложение 1). Работа с технологическими картами в электронном и/или печатном виде. (технологические карты 1). перемена 6. Практическая работа: поисковый метод. Задание: цветовое решение буквицы и орнамента. 7. Самоанализ проделанной работы. «Что нового узнали? Чему научились?» 8. Завершение занятия. Оценка работ учащихся педагогом. 9. Уборка рабочих мест. 24
Приложение предназначено для показа учащимся и организации беседы на исследовательском этапе занятия.
Читаем электронные книги, пишем письма по электронной почте, передаём друг другу смс – сообщения… 26
Не забываем ли мы в бешеном ритме своей повседневной жизни о давних родных чудесах, появившихся в нашей земле многие века, а то и тысячелетия, назад. Чудес таких не мало. Поговорим об одном из них – о рукописных книгах. 27
28
29
Остромирово Евангелие, написанное в 1057 году в Новгороде для посадника Остромира создания. Эта рукописная книга состояла из 294 пергаментных страниц, была искусно украшена великолепными изображениями евангелистов, красивыми буквицами и декоративными заставками. Юрьевское Евангелие, созданное в годах. Псалтырь Ивана Грозного, написанная в последнее десятилетие XIV века и украшенное великолепными миниатюрами. 30
31 Миниатюра книжная – это цветной или предназначенный для раскраски рисунок, выполненный на страницах рукописи, связанный с содержанием и структурой книги. Бывают книжные миниатюры: Выходные -открывают книгу или её разделы; Текстовые иллюстрируют содержание литературного произведения; Маргинальные -расположенные на полях рукописи и толкующие отдельные эпизоды текста.
32 Что является центром композиции? Как он выявлен? Уравновешенна ли композиция, и как этого достигли авторы? Какое цветовое и тональное решение композиции?
Текст на этой странице имеет второстепенное значение. Написанная в тёплом колорите, с великим вниманием к деталям, композиция выглядит цельной и гармоничной. Тёмные и светлые тональные пятна в композиции уравновешивают друг друга. По периметру миниатюру украшает орнамент. 33
За несколько веков развития рукописной книги с XI – по XVI век орнамент менялся… Основные типы орнамента: Растительный; Геометрический; Зооморфный и другие… 34
35
36
37
Это укрупнённая художественно выполненная заглавная буква, открывающая раздел текста. Буквицы, как правило, выполнялись ярко красной краской – киноварью. Отсюда и пошло название «красная строка». 38
В художественном украшении буквицы отражалось представление древнерусского мастера о красоте, эмоциональное восприятие мира и литературного произведения, содержался философский смысл. Рукописные буквицы неповторимы и являются произведениями искусства. 39
«Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки… буквы поют, щебечут, издают звериный рык, летают скачут, говорят человеческим голосом…» (Ф.И.Буслаев) 40
Особого внимания заслуживают миниатюрные рукописные книги. Они считались произведением искусства, требовали кропотливой ювелирной работы и украшались потрясающими по красоте и виртуозности исполнения буквицами, орнаментами, иллюстрациями… 41
Миниатюрная книга – книга, маленького формата, которую можно читать без специальных приспособлений. В России миниатюрной считается книга, размер которой не превышает 100 мм по высоте и ширине. 42
Все рукописные книги переплетались– «крылись». Переплёты были из деревянных досок, обтянутых кожей. Вместо кожи использовали дорогие ткани. Для защиты переплёта поверх кожи крепили металлические бляхи – жуки или жуковины, угольники, средники… Переплёты заключали в серебряные и золотые оклады, украшали драгоценными камнями и жемчугом. Однако главная ценность русской рукописной книги не в дорогих материалах… 43
Дорого сердцу рукописное начертание древних текстов, рисование буквиц, орнаментов, миниатюр, в которых воплотился безграничный талант русского человека, его фантазия, его взгляд на мир. 44
Давайте и сами превратимся в авторов рукописной книги и создадим своими руками маленькое творческое чудо: миниатюрную рукописную книгу! В книге мы поместим текст и иллюстрации к любимой русской сказке. Дополнительным творческим стимулом станет перспектива участия в конкурсе Международного союза книголюбов, посвящённого «Всемирному дню книги -2013» 45
1. Закрепление пройденного материала. Беседа с чтением эпизодов сказки «Аленький цветочек» С.Т.Аксакова. ( приложение 2) 2. Исследовательская часть. Практическая работа: поисковый метод. Задание: эскизы иллюстраций к сказке. (технологическая карта 3) Работа выполняется в смешанной технике и рассчитана на три академических часа. 3. Самоанализ проделанной работы. «Что нового узнали? Чему научились?» 4. Завершение занятия. Оценка работ учащихся педагогом. 5. Уборка рабочих мест. 46
Сказку Аленький цветочек записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков ( ). Он услышал её в детстве. Писатель так рассказывает об этом в повести «Детские годы Багрова-внука»: «Скорому выздоровлению моему мешала бессонница…По совету тётушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки….Пришла Пелагея,…села у печки и начала говорить немного на распев: « В некиим царстве, в некиим государстве…» Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал более обыкновенного? На другой же день выслушал я в другой раз повесть об «Аленьком цветочке». С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок... Более других помню я «Царь-девицу», «Иванушку - дурочка», «Жар-птицу» и «Змея Горыныча». В последние годы жизни, работая над книгой «Детские годы Багрова -внука», Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, её замечательную сказку «Аленький цветочек» и записал её по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. 47
1. Закрепление пройденного материала. Краткая беседа с использованием ИКТ – презентации Приложение Практическая работа: репродуктивный метод. Задание: Переплёт книги. (технологическая карта 2). Перемена. 3. Исследовательская часть. Беседа о дизайне обложки и декоративном украшении книжного переплёта с использованием ИКТ- презентации (приложение 1 и технологическая карта 2). 4. Практическая работа: поисковый метод. Задание: Разработка и воплощение идеи оформления книжной обложки и переплёта миниатюрной книги. Декорирование обложки и страниц миниатюрной книги. Создание рукописного текста сказки «Аленький цветочек» в миниатюрной книге. 5. Подведение итогов: «Что нового узнали? Чему научились?» 6. Завершение занятия. Организация мини-выставки миниатюрных книг. 7. Проведение первого этапа конкурса «Миниатюрная книга» внутри группы. Обсуждение и отбор работ для участия в международном конкурсе. Обращение к интернет – ресурсу Международного союза книголюбов. 8. Завершение занятия. Уборка рабочего места. 48
49 1. Карандашом наметим очертания буквы «А». 2. Украсим букву изображением птицы.
50 3. раскрасим буквицу (2-3 цвета). 4. чёрным цветом подчеркнём детали.
51 1. наметим карандашом букву и украсим её растительным мотивом 2. раскрасим буквицу (2-3 цвета).
52 3. цветом украшаем букву, добавляем штриховку 4. чёрным цветом подчеркнём детали.
53 1. наметим карандашом букву и украсим её растительным мотивом 2. раскрасим буквицу (2-3 цвета).
54 3. цветом украшаем букву, добавляем штриховку 4. чёрным цветом подчеркнём детали.
55 Сделайте разметку на листе бумаги. От величины клеток зависит размер будущей книги. Вырежьте прямоугольники. Цвет бумаги может быть любым.
56 Распределите прямоугольники равномерно на три группы. Сложите прямоугольники пополам, получив три «тетради».
57 Сложив «тетради», наметьте места для прошивки нитками. Перед тем, как шить, проколите дырочки в намеченных местах.
58 Так выглядит прошитая тетрадка внутри. Сшитые вместе тетрадки – вид сбоку. Начинаем шить, оставляя узелок снаружи,…затем, делаем стежок внутри тетрадки, потом выводим нить наружу и проводим во вторую тетрадь…
59 Картонную заготовку для книжной обложки делаем больше по размеру, чем странички тетради.. И пришиваем нитками. Для оформления обложки понадобятся кусочки кожи, ткани и т.п.
60 Смажем картонную заготовку-обложку клеем. С начала приклеим ленточки разного цвета и размера.
61 Теперь сделаем разметку на кусочке кожи… По намеченному контуру вырезаем «деталь- обложку» из кожи и делаем прорезной рисунок.
62 Вот как, например, может выглядеть деталь – обложка вырезанная из кожи. «оборотная сторона» … «Лицевая сторона.»
63 Под кожаным переплётом будет видна алая ленточка… «Деталь-обложку» из кожи приклеиваем. Клей наносим с внутренней стороны детали.
64 Украсить обложку можно тканью и лентами… Заранее приготовленные детали приклеиваем к картонной заготовке.
65 Придумайте, как украсить обложку! А теперь, Вам пора написать сказку… Технологическая карта 2. (шаги 19-20). «ПЕРЕПЛЁТ РУКОПИСНОЙ КНИГИ»
66 1. Наметьте контуры больших предметов. 2. Прорисуйте детали. 3. Проложите цветом основные цветовые пятна. Технологическая карта 3. (шаги 1-2). «ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ»
67 4. Выявите большие цветовые отношения. 6. Добавьте детали и обобщите изображение. Технологическая карта 3. (шаги 3-4). «ЭТАПЫ РИСОВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ» 5. Постарайтесь передать освещение и пространство.
Иван Билибин родился 4 августа 1876 в селе Тарховка (близ Петербурга), в семье военно-морского врача Якова Ивановича Билибина. Окончил с серебряной медалью 1-ую санкт-петербургскую классическую гимназию. Обучался на юридическом факультете Петербургского университета. 68 Материал для беседы с учащимися. Приложение 3. Иван Яковлевич Билибин. В г занимался в рисовальной школе Общества поощрения художеств. Затем учился у А. Ашбе, занимался под руководством Ильи Ефимовича Репина в Высшем художественном училище Академии художеств. Жил преимущественно в Санкт-Петербурге. Был участником объединения «Мир искусства». В 1899 году Билибин случайно приезжает в деревню Егны в Тверской губернии. Здесь он впервые создает иллюстрации в ставшем впоследствии «билибинским» стиле к своей первой книге «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке».
Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 он создаёт серию из шести «Сказок», иллюстрирует сказки Пушкина. Билибин нарисовал изображение двуглавого орла, который использовался в качестве герба временного правительства после Февральской революции 1917 года, а с 1992 года этот орёл располагается на монетах Банка России. 69
И.Билибин –автор неповторимых иллюстраций к сказкам и поэмам, театральных декораций и костюмов, панно «Микула Селянинович» и других интересных произведений. Художник прожил большую и интересную жизнь. Умер в блокадном Ленинграде в 1942 году. Для билибинского рисунка характерна графичность. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают ритм, объём, перспективу в плоскости листа. Удивительно гармонично цветовое решение, изысканный колорит акварельных рисунков. Для обрамления иллюстрации Билибин щедро использует орнамент. 70
Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., Издательство Академии Педагогических наук РСФСР, с. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: АГАР, с. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. М.: НИИ школьных технологий, – 224 с. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: НИИ школьных технологий, – 208 с. Чёрный В.Д. «Искусство средневековой Руси». Учебное пособие для вузов г htm htm 71