Применение в процессе учебной деятельности«Гимнастики для мозга» для улучшения состояния здоровья и повышения качества жизни детей Презентация подготовлена учителем начальных классов МБОУ «УСОШ им. М. А. Бабикова» Мяндиной Ольгой Васильевной.
Цель ресурса: раскрыть значимость «Гимнастики для мозга» в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей в процессе учебной деятельности. Задачи: 1. Создание здоровьесберегающей среды в классе с помощью специальных кинезиологических упражнений: - восстанавливать баланс энергии в теле учащихся; - снимать блокировку мышц, возникшую в результате стресса; - восстанавливать межполушарное взаимодействие и тем самым налаживать контакт между мозгом человека и его телом… 2. Осуществление личностно-ориентированного подхода при обучении и воспитании; 3. Пропаганда здорового образа жизни.
Что блокирует способность человека к обучению? родовая травма конфликт по групповой принадлежности крови или резус-конфликт ребенка и мамы плохая реакция к иммунизации инъекций гемолитическая болезнь новорожденных пищевые стрессы развод родителей смерть близких родственников любая нерешенная травма или напряжение
О стрессе. Что происходит в ситуации стресса? 1. Мышление трактует ситуацию как неблагоприятную или угрожающую (сейчас меня унизят, опозорят перед всем классом, будут ругать родители, начальство выразит недовольство, снова будет ситуация, с которой я не знаю, что делать). 2. Включаются эмоции, которые сигналят: тревога, опасность, страх, паника, злость, стыд. 3. В ответ на эти импульсы тело запускает древнейшую программу поведения в опасных ситуациях, доставшуюся нам в наследство от прапращуров (животных). В случаях опасности: нападаем, убегаем, замираем.
Проявления блокировки к обучению на физическом уровне: - боли в животе, - экзема, - бронхиальная астма, - пищевая аллергия, - сенная лихорадка, - к тикам, - к заиканию, - к потере контроля над мочеиспусканием, - к диарее, всем известной как «медвежья болезнь», - к нервозности или к бессоннице и т.д.
Образовательная кинестетика - уникальный метод, который возвращает детям уверенность в собственных силах, а взрослым помогает наиболее эффективно достигать поставленных целей, который раскрывает для каждого из нас новые горизонты собственных возможностей. «Гимнастика мозга» одно из направлений метода «Образовательная кинестетика». Комплекс «Гимнастика для мозга» был разработан психологом Полом И. Деннисоном в 1982 году. Сегодня этот метод успешно используется в школах, спортивных секциях, психологических консультациях. Это комплекс несложных упражнений, каждое из которых поможет школьнику справиться с тем, что ежедневно мешает эффективно учиться, выстраивать отношения с окружающими, просто хорошо себя чувствовать. Положительные результаты заметны практически сразу и имеют эффект накапливания.
Ожидаемые результаты использования в учебном процессе «Гимнастики мозга» Оптимизация деятельности мозга; Гармоничное развитие двухполушарного мышления; Развитие интеллектуальных и творческих способностей; Улучшение работы долговременной и кратковременной памяти; Развитие способностей к обучению и усвоению информации; Повышение эффективности выполняемых действий при работе на компьютере; Восстановление работоспособности и продуктивности; Снятие стресса, нервного напряжения, усталости; Формирование абстрактного мышления.
Условия применения комплексов "Гимнастики для мозга" точное выполнение движений и приёмов; применение упражнений возможно как на предметных уроках, так и на специальных занятиях; оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально; занятия проводить в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку; выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно; если учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, то специальный комплекс рекомендуется применять перед началом работы; продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от до минут в день (достаточно 2-5 минут на каждом уроке); заниматься необходимо ежедневно.
Комплекс «Гимнастика для мозга» Упражнения, пересекающие среднюю линию тела Упражнения, пересекающие среднюю линию тела Упражнения, повышающие энергию тела Упражнения, повышающие энергию тела Упражнения, растягивающие мышцы тела Упражнения, растягивающие мышцы тела Упражнения, углубляющие позитивное отношение Упражнения, углубляющие позитивное отношение Комплексы упражнений для разных видов деятельности на уроке
Упражнения, пересекающие среднюю линию тела: 1. «Алфавитные восьмёрки» (слайд 14)слайд «Брюшное дыхание» (слайд 15)слайд «Вращение шеей» (слайд 16)слайд «Двойные рисунки» (слайд 17)слайд «Ленивые восьмёрки» (слайд 18)слайд «Перекрёстные шаги» (слайд 19)слайд «Перекрёстный шаг сидя» (слайд 20)слайд 2 8. « Рокер» (слайд 21)слайд «Слон» (слайд 22)слайд «Энергетизатор» (слайд 23)слайд 23
Упражнения, повышающие энергию тела : 1. «Вода» (слайд 24)слайд «Думательный колпак» (слайд 25)слайд «Кнопки баланса» (слайд 26)слайд 26) 4. «Кнопки земли» (слайд 27)слайд «Кнопки космоса» (слайд 28)слайд «Кнопки мозга» (слайд 29)слайд «Энергетическая зевота» (слайд 30)слайд 30
Упражнения, растягивающие мышцы тела: 1. «Активизация рук» (слайд 31)слайд «Гравитационное скольжение» (слайд 32)слайд «Заземлитель» (слайд 33)слайд «Помпа» (слайд 34)слайд «Расслабление стоп» (слайд 35)слайд «Сова» (слайд 36)слайд 36
Упражнения, углубляющие позитивное отношение : 1.«Крюки Деннисона» Часть 1 (слайд 37)слайд 37 Часть 2 (слайд 38)слайд «Крюки Кука» (слайд 39)слайд 39) 3. «Позитивные точки» (слайд 40)слайд 40
«Алфавитные восьмёрки» Примите удобную позу. Нарисуйте перед собой в воздухе «ленивую» восьмерку. Через ее центр проведите сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности. Справа или слева от вертикального сечения впишите букву в окружность, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью буквы. Вы сами решаете, в каком месте алфавитной восьмерки эта буква выглядит более уместно. Вписав одну букву, снова чертите восьмерку и разделяете ее вертикальной линией. Упражнение с одной буквой проделывается каждой рукой три раза и три раза двумя руками одновременно.
«Брюшное дыхание» Вдохните через нос. Выдох производится маленькими порциями через сжатые губы. Выдыхая, представьте, будто пытаетесь удержать на весу над губами пушинку. Данный пункт является подготовительным к упражнению. Положите руки на живот. Вдохните воздух через нос таким образом, чтобы под вашими руками образовался шарик. Задержите дыхание и медленно сосчитайте до трех. Медленно выдыхайте, при этом живот сдувается и немного втягивается. Задержите дыхание на 3 секунды и сделайте вдох. Повторите упражнение не более 3 раз. Обратите внимание: дыхание во время упражнения должно быть ритмичным.
«Вращение шеей» Встаньте прямо, голова по срединной линии. Приподнимите плечо к уху. Положите на него голову. Позвольте голове скатиться к срединной линии и опустите плечо. Подбородок опущен достаточно низко и касается груди. Вы чувствуете натяжение задних шейных мышц. Рот чуть приоткрыт. Представьте, что ваша голова – тяжелый шар. Медленно начинайте поворачивать голову вправо и влево. Максимальная амплитуда поворота – не дальше плеча. Сделайте четыре-пять проходов от плеча к плечу. Не торопитесь. В местах сильного напряжения в шее чуть дольше задержите голову в этой позиции и подышите спокойно и глубоко. Вернитесь в исходное положение. Чуть откиньте голову назад до мягкого натяжения мышц шеи спереди. Не забудьте приоткрыть рот. Начинайте медленно вращать головой из стороны в сторону.
«Двойные рисунки» Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. Упражнения рекомендуются делать без очков, чтобы они не ограничивали поле зрения.
«Ленивые восьмерки» Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.
«Перекрестные шаги» Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 4–8 раз. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице.
Перекрестный шаг сидя Сядьте на коврик. Представьте, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено - правый локоть.
«Рокер» Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями «восьмерки». Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.
«Слон» Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки. Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука. Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние. Повторяем эти же движения другой рукой.
«Энергетизатор» Сядьте за стол и положите руки таким образом, чтобы пальцы были направлены навстречу друг другу и чуть вперед. Опустите голову лбом на стол. Поза должна быть максимально удобной. На вдохе начинайте поднимать лоб, голову, шею и верхнюю часть спины, как бы толкая носом мяч вверх. Предел подъема – окончание вдоха или напряжение в спине. Грудь и плечи должны быть развернуты и расслаблены. Подняв голову, сделайте несколько плавных круговых движений головой от плеча к плечу. Опускайте голову в той же последовательности: лоб, голова, шея, спина. Повторите движения 3 раза. Во время их выполнения важно синхронизировать работу тела и дыхания.
«Вода» Выпейте стакан чистой воды.
«Думательный колпак» (массаж ушных раковин) Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие. Можно выполнять стоя и сидя.
Кнопки баланса Сядьте удобно. Надавите пальцами правой руки за правым ухом в углублении у основания черепа, а левую руку положите на пупок. Вдохните энергию. Минутой позже надавите в 'углублении за левым ухом и выдохните энергию.
«Кнопки Земли» Встаньте удобно, расслабьтесь. Пальцами руки прикоснитесь к точке, находящейся под нижней губой. Другую руку расположите чуть ниже пупка пальцами вниз. Удерживая точку под нижней губой на вдохе, представляйте, что вместе с воздухом в вас входит энергия земли. А на выдохе верните ее обратно. Сделайте 4–6 полных циклов такого дыхания, чтобы максимально «поднять энергетический фонтан». Далее поменяйте руки местами и повторите упражнение 4–6 раз.
«Кнопки космоса» Встаньте удобно, расслабьтесь. Пальцами руки прикоснитесь к точке, находящейся над верхней губой. Другую руку положите на крестец сзади срединной линии тела. Удерживая точку над верхней губой во время вдоха, представляйте, как по позвоночнику поднимается энергия, расслабляя каждый позвонок. Сделайте 4–6 полных циклов дыхания, чтобы энергия, поднимаясь по позвоночнику и далее вдоль головы (как капюшон), доходила до точки над губой. Поменяйте руки, повторите упражнение.
«Кнопки мозга» Встаньте удобно, ноги параллельно друг другу, колени расслаблены. Положите одну руку ладошкой на пупок. Вторую руку разместите под ключицами. Имейте в виду: под ключицами, слева и справа от грудины, между первым и вторым ребром, находятся так называемые кнопки мозга, воздействие на которые волшебным образом помогает сосредоточиться. Массируйте «кнопки мозга» с одной стороны большим, а с другой стороны – средним и указательным пальцами. Можно и просто активно гладить эту область всей ладонью. Рука на пупке остается неподвижной. После того как движения станут привычными, попробуйте дополнить их слежением глазами слева направо и наоборот. Голова при этом остается неподвижной. Это поможет расширить угол зрения, что необходимо ученикам для быстрого усвоения нового материала. Поменяйте руки и повторите упражнение.
«Энергетическая зевота» Займите удобную позицию стоя или сидя. Положите ладони на щеки. Откройте и закройте рот, чтобы почувствовать под руками точки соединения верхней и нижней челюстей. Переместите пальцы на эти точки. Представьте, что вы зеваете: широко откройте рот и на высоте «зевка» массируйте пальцами найденные точки. При этом попробуйте произносить расслабляющий длинный звук «ва-а-а-а-у-у-у». Повторите упражнение 3–6 раз. При правильном выполнении упражнения вы непременно зевнете по- настоящему! Это упражнение улучшает навыки устного чтения, творческого письма, выразительной речи, помогает при выступлениях – а впереди как раз новогодние праздники и, наверняка, участие в представлениях.
«Активизация рук» Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки. Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой! Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами.
«Гравитационное скольжение» Сядьте в кресло. Скрестите ноги в лодыжках. Держите колени свободно. Наклонитесь вперед, руки плавно опускайте вниз выдох; выпрямляйтесь, поднимайте руки вдох. Повторите упражнение, наклоняясь вперед, влево, вправо. Повторите упражнение, изменив положение лодыжек (правую на левую, левую на правую).
«Заземлитель» Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. Правая стопа развернута носком вправо, левая – вперед, руки на поясе. Мягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу. Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз. Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать! При правильном выполнении движений вы напрягаете поясницу и чувствуете натяжение внутренней мышцы бедра вытянутой ноги. Следите за тем, чтобы спина оставалась прямой. Сделайте упражнение 3 раза, потом поменяйте опорную ногу и повторите.
«Помпа» При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен верно. Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками. Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге. Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги. Поменяйте положение ног и повторите упражнение.
« Расслабление стоп» Сядьте на стул, положите левую ногу на правое колено. Массируйте левую ногу в лодыжке, икрах, под коленом, оттягивайте и одновременно сгибайте ступню к себе и от себя. Повторите: правую ногу на левое колено.
«Сова» Правая рука захватывает левую мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы «приклеенной» к мышце. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят «ух». Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом «уханье» округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу. Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря «уханью» снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной.
«Крюки Деннисона» Часть 1 Встаньте, скрестив ноги. При этом ступни устойчиво опираются на пол. Вытяните руки перед собой параллельно полу. Скрестите их таким образом, чтобы ладошки встретились друг с другом, и переплетите пальцы в замок. Согнув локти, выверните кисти вовнутрь и прижмите их к груди таким образом, чтобы локти оказались направленными вниз. Прижмите язык к твердому небу сразу за верхними зубами. Глаза поднимите вверх и удерживайте взгляд в этом направлении. Подбородок при этом опущен, голова не задрана. Дыхание спокойное, тело расслабленное. Вас может слегка покачивать – это нормальная реакция организма. Если качает сильно, лучше в этой же позе сесть.
«Крюки Деннисона» Часть 2 Поставьте ступни параллельно. Разомкните замок из кистей, опустите руки и соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом. Разместите их таким образом, чтобы соединенные большие пальцы располагались параллельно полу, а остальные были направлены вниз. По времени данное упражнение занимает от двух минут и больше. Смотреть теперь надо в пол, но голову не опускайте. Язык по-прежнему упирается в твердое небо. Постойте так, расслабившись, еще немного.
«Крюки Кука» Часть 1 Сядьте удобно, положите правую стопу на левое колено. Положите правую руку на пятку, а левой рукой обхватите правую ногу в области голеностопа, тем самым образовав перекрестие. Прижмите язык к твердому нёбу сразу за верхними зубами. Глаза смотрят вверх. Дыхание и тело расслабленное. Часть 2 Опустите ногу на пол и раздвиньте стопы. Разомкните руки, соедините кончики пальцев обеих рук друг с другом, опустите кисти вниз на уровне живота. Посидите так столько, сколько вам нужно для восстановления сил. Глаза смотрят вниз, язык по-прежнему на нёбе.
«Позитивные точки» Можно выполнять стоя и сидя. Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка. Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. Упражнение помогает школьникам избежать ситуации «Учил, знаю ответ, но никак не могу вспомнить». С его помощью дети активнее усваивают новую информацию, у них улучшается память.
Комплексы упражнений для разных видов деятельности на уроке:
Использованные источники: 19b jpghttp:// 19b jpg -доктор Айболит; - комплексы упражнений «Гимнастика для мозга»; mlhttp:// ml - упражнения для растягивания мышц тела; htmlhttp:// html - упражнения на пересечение средней линии тела; - шаблон презентации Фиеста, автор Якушевская Юлия Сергеевна ; d=rja&uact=8&ved=0CAYQjB0&url=http%3A%2F%2Fanastasia- logoped.blogspot.com%2F&ei=pq9YVPmUB4SJPNLVgLAK&bvm=bv ,d.ZWU&psig=AFQjCNGKkPy_GHCGyUShJhlv7SNet62ZwQ& ust= https:// d=rja&uact=8&ved=0CAYQjB0&url=http%3A%2F%2Fanastasia- logoped.blogspot.com%2F&ei=pq9YVPmUB4SJPNLVgLAK&bvm=bv ,d.ZWU&psig=AFQjCNGKkPy_GHCGyUShJhlv7SNet62ZwQ& ust= рисунок мозга с нагрузкой;
Использованные источники: –фото ребёнка с поднятыми руками; x150.jpghttp://creativekinesiology.ru/wp-content/uploads/2013/10/июль x150. jpg - фото психолога Пола Деннисона; - статьи и рисунки из журнала «Здоровье школьника» к упражнениям, автор Ольга Цыпленкова, психолог, совместно с «Центром развития межличностных коммуникаций»; pnghttp://userdocs.ru/pars_docs/refs/29/28288/28288_html_42a1ebcc. png - упражнение «гравитационное скольжение»; content/uploads/2014/01/Food_Drinks_Clean_water_011956_.jpg content/uploads/2014/01/Food_Drinks_Clean_water_011956_.jpg -картинка с водой;