Материал подготовил методист по математике Шонохова Е.Н.
Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Типы внеклассной работы: Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные занятия) Работа с учащимися, проявляющими повышенный, по сравнению с другими, интерес к математике I II
Цель: своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Время проведения: после уроков. Характер проведения: занятия с учащимися, пропустившими уроки по болезни или другой уважительной причине; занятия с учащимися, перешедшими из другой школы и т.п. I тип
Целесообразно проводить группами по 3-4 человека. Эти группы должны быть однородны как с точки зрения имеющихся пробелов в знаниях, так и с точки зрения обучаемости. Следует максимально индивидуализировать эти занятия, предлагая каждому из учащихся заранее подготовленные индивидуальные задания и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому; Периодичность проведения: не чаще одного раза в неделю: После повторного изучения того или иного раздела математики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением отметки по теме; Характер обучения на доп. занятиях – обучающий; Учителю математики необходимо постоянно учет учебных достижений учащихся при изучении каждой темы школьной программы, анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучать типичные ошибки, грамотно выстраивать индивидуальную траекторию обучения школьника.
Задачи: Пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и ее приложениям; Расширение и углубление знаний учащихся по математике; Развитие математических способностей и мышления у учащихся Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой; II тип
Индивидуальная работа: руководство подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; работа с консультантами; подготовка отдельных учащихся к участию в городском (областном) туре олимпиады. Групповая работа: факультативы, спецкурсы, кружки, элективные курсы. Массовая работа: олимпиады, турниры, вечера, конкурсы, научно-практические конференции, предметные недели и т.п.
Цель: Повышение познавательного интереса учащихся к математике; Выявление наиболее способных учащихся по математике
Примерный план: Понедельник общешкольная линейка «Открытие недели математики»; классные часы : о достижениях учащихся школы, добившихся определенных успехов в жизни благодаря и успехам в математике; о знаменитых математиках мира, страны, города. об авторах школьных учебников; Заочная (или дистанционная) олимпиада; Объявление о конкурсе компьютерных презентаций (9 –11кл.) (тематика, критерии оценивания, сроки);
Примерный план: Вторник: Математические соревнования: Эстафета (5-6 кл.) Викторина (7-8 кл.) КВН (9 кл.) Математический бой (10-11 кл.) Объявление о конкурсе математических стенгазет (5–8 кл.) (тематика, критерии оценивания, сроки);
Примерный план: Среда: Викторины, конкурсы в 1- 4 классах (проводят учащиеся 5 -8 кл.); Обзор книг, журналов по математике, имеющихся в школьной библиотеке (5 -7 кл.); «Путешествие по Интернет-ресурсам» (10 – 11 кл.); Выставка творческих работ учащихся.
Примерный план: Четверг: Конкурс на лучшую математическую сказку (1-4 кл.); Математические фокусы (5-6 кл.) Игра «Поле чудес»(7-8 кл); Научно-практическая конференция (10-11 кл.)
Примерный план: Пятница : Математические компьютерные игры (1-4 кл); Смотр математических стенгазет (5-8кл.) Защита презентаций (9-11 кл.);
Примерный план: Суббота: Общешкольная линейка «Подведение итогов недели математики»; Математический вечер (10-11 кл.)
Внешкольная работа по предмету.
Формы: Математические кружки и факультативы при вузах, Домах творчества, Центрах дополнительного образования; Летние математические школы; Математические соревнования между школами, городами, регионами и т.п. Научные конференции школьников районно- городского, областного, всероссийского уровней.