МБОУ «Будницкая ООШ» Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Сергеева Светлана Николаевна 2014
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. (Толковый словарь).
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».
Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: - соответствие концепции гуманизации образования; - преодоление формализма, авторитарного стиля в системе преподавания; - использование личностно -ориентированного обучения; - поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; - соответствие социокультурной потребности современного общества - самостоятельной творческой деятельности.
В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: - развивающее обучение; - проблемное обучение; - развитие критического мышления; - дифференцированный подход к обучению; - создание ситуации успеха на уроке.
Технология развития критического мышления Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Методика развития критического мышления включает три этапа или стадии. Это «Вызов – Осмысление – Рефлексия».
Синквейн Синквейн – белый стих, помогающий синтезировать, резюмировать информацию. В нестандартной ситуации, дети усваивают научные понятия, применяют знания и умения. Рождаются мысли, развиваются мыслительные навыки.
Правила написания синквейна : - На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. - На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. - На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. - На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. - Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Пример синквейна: русский язык живой, удивительный учит, объясняет, творит Берегите наш родной язык! познание
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы: - ассоциативный ряд; - опорный конспект; - ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ; - мозговая атака; - групповая дискуссия; - кластеры; - синквейн; - «Продвинутая лекция» ; - эссе; - ключевые термины и другие приемы.
Кластер Кластер-это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
Кластер В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
КЛАСТЕР В чем горе Чацкого? Прямота Горячность Бесцеремон ность Честь Ум Самоуверен ность Образованн ость Прямота
Кластер «Юшка» Участие Сожаление Соболезнование Милосердие Сочувствие Жалость Сострадание
Кластер Одна буква Н в прилагательных Запомни зелёныйсинийпряныйсвинойбагряныйюныйбаранийфазанийрумяныйтюленийпавлиний
Кластер Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации.
Информационные технологии Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение в презентациях цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы Развитие критического мышления позволяет повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы Я применяю компьютер и средства мультимедиа на уроках русского языка и литературы для формирования ключевых компетенций учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы Применяя различные технологии на уроках, мы добиваемся успеха: результаты обучения становятся выше. Мы чувствуем себя более уверенно, так как владеем современными методиками.
Источники yazyk/library/2012/11/06/innovatsionnye- tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yaz (дата обращения ) yazyk/library/2012/11/06/innovatsionnye- tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yaz