Деепричастоя совершенного вида. Цели: ознакомить учеников со способами образования деепричастой совершенного вида; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки Мамаева Муминат Абдулвагабовна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Уллубийаульская СОШ» Карабудахкентского района Республики Дагестан. 7 класс УМК любой
Осложненный диктант Образовать деепричастоя несовершенного вида. Опаздывать - опаздывая Торопиться- торопясь Черпать- черпая Следовать- следуя Побеждать- побеждая Наклеивать- наклеивая Заворчать- не образуется Подбросить- не образуется Победить- не образуется Баловать- балуя Стоять– стоя Обозначать-обозначая Кричать-крича
Если деепричастоя несовершенного вида обозначают незаконченные добавочные действия, то деепричастоя совершенного вида обозначают законченные, совершённые добавочные действия и отвечают на вопрос что сделав?
-в- сказав прочитав -вшуи- поссорившуись -ши- принёсши обжёгшись Деепричастоя совершенного вида Деепричастоя совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида. От основы инфинитова глаголов совершенного вида От возвратных глаголов -От возвратных глаголов с основами на –ч-, -Согласный перед –то- -мере-, -тире-, -пере- -От глаголов состояния с суффиксом –ну-
Не перепутай! причастое-ш--вшу- деепричастое-ш--вшуи- Сказавшуий нёсший Сказавшуи нёсши У деепричастой нет окончаний, это неизменяемые слова. У причастой окончания есть. Они изменяются.
Задание 1. Записать образованные от данных глаголов деепричастоя совершенного вида в несколько групп (по месту ударения): 1) с ударением на втором слоге: донять, занять, нанять, начать, отнять, поднять, принять, создать, увидеть, раскаяться, наклеить; 2) с ударением на третьем слоге: успокоиться, невзлюбить, принесто; 3) с ударением на четвертом слоге: распорядиться.
Замените в предложениях причастные обороты деепричастными и запишите их. В центре комнаты стоял трон из зелёного мрамора, сияющий изумрудами. -Да что с ним говорить!- подумала отчаявшуаяся Алиса. Тут, к большому удивлению Алисы,голос Герцогини замер-замер посредине её любимого слова, и рука, вцепившуаяся в руку Алисы, задрожала. В центре комнаты стоял трон из зелёного мрамора, сияя изумрудами. В центре комнаты стоял трон из зелёного мрамора, сияя изумрудами. -Да что с ним говорить!- подумала, отчаявшуись, Алиса. Тут, к большому удивлению Алисы,голос Герцогини замер-замер посредине её любимого слова, и рука, вцепившуись в руку Алисы, задрожала.
Выполнение упражнений учебника. Домашнее задание.
Источники Сказка. Льюис Кэрролл. «Алиса в стране чудес». Слайд 7 Сказка. А.Волков. «Волшебник изумрудного города. Слайд 7