Современные модели организации исследовательской деятельности школьников на уровне педагога в образовательном учреждении
Презентацию выполнил учитель высшей квалификационной категории МОУ СОШ 151 г. Красноярска Кармацкая Елена Алексеевна
Модели взаимодействия между участниками образовательного процесса. Лидерская Партнерское взаимодействие.
Лидерская модель организации Создание проблемной ситуации. Формулирование с учащимися разных подходов к решению проблемной ситуаций,разных отношений, позиций. Обсуждение способов решения проблемной ситуации. Выбор и обоснование способов решения. Анализ совместной работы
Партнерское взаимодействие. Погружение в проблему, встреча участников совместной деятельности с явлением, событием, фактом. Индивидуальный смысл моего « Я». Расширение, углубление поля индивидуальных смыслов явлений. Создание каждым своей картины Рефлексия
Роль учителя в различных моделях организации исследовательской деятельности «Учитель» – «ученик» (первый дает знания, второй - усваивает) «наставник» - «младший товарищ» (передача навыков практической деятельности от учителя к ученику) «наставник»- «юный исследователь» - «Творческая группа»
Мотивация Стремление и потребности к исследовательской деятельности индивидуально.
Мотивация школьников. Введение элементов исследования на уроке; Создание проблемных ситуаций на уроке; Проведение дискуссии; Участие в конкурсах разного уровня; Распространение исследовательского опыта учащихся; Использование исследовательских работ при итоговой аттестации; Приобретение исследовательских умений для дальнейшего обучения в СУЗах и ВУЗах.
Роль учителя. Диагностика потенциала учеников. Уточнение проблем и объектов. Организует и отслеживает технологию движения учеников по индивидуальным образовательным траекториям. Фиксирует изменения в образовательной продукции и степень реализации их внутреннего потенциала.
Формы организации исследовательской деятельности школьников на уроке Исследовательский метод обучения; Нетрадиционные уроки; Д/З исследовательского характера; Проведение учебного эксперимента.
Формы организации исследовательской деятельности школьников вне урока Исследовательская практика; Факультативные занятия; Участие в конкурсах, олимпиадах; Написание проекта или исследовательской работы.
Задачи исследования Развивать навыки самостоятельной научной работы; Расширить и углубить познавательную деятельность; Развивать исследовательскую компетентность; Формировать у учащихся чувства значимости учебного исследования; Способствовать профессиональной ориентации, развитию творческих способностей.
Результаты Умение работать с источниками информации; Умение анализировать и обобщать полученную информацию; Развитие самостоятельности учащихся в решении поставленных исследовательских задач; Умение презентовать свою работу; Применение исследовательских навыков в дальнейшем обучении.
Исследовательская деятельность с учащимися с позиции современного педагога является основным элементом и фактором педагогического творчества, источником преподавательского статуса, показателем ответственности, способностей, таланта и профессиональной компетентности.