МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЙСТВИЯ Обучающиеся работают над реальными задачами Обучающиеся учатся в процессе анализа реальных проблем, участвуя в их решении и обсуждении ; Обучающиеся работают с различными базами информации для выбора и принятия решений в контексте реальных ситуаций ; Обучающиеся учатся мыслить критически и принимать ответственность за выбор решения.
Обзор современных технологий обучения
Как Вы думаете, кто первый ввел в педагогике понятие технология ? Педагогическая технология Как Вы думаете, кто первый ввел в педагогике понятие технология ? Педагогическая технология кто первый ввел Педагогическая технология кто первый ввел Педагогическая технология Под технологией понимают процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий ( то есть технология - это процесс. в котором спланирована последовательность действий ). Технология – это педагогическая система, представленная в виде наборов педагогических приёмов. Педагогическая технология – это проектирование и реализация проекта обучения и воспитания на практике. Почему технологии эффективны ?
Слагаемые педагогической технологии : Слагаемые педагогической технологии : Описание педагогической технологии, ее методологическое, теоретическое обоснование ; Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом обучения ; Конкретизация цели в системе дидактических ( воспитательных задач ); Моделирование педагогического процесса ( действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств ); Проектирование желаемого результата ; Отбор наиболее значимого материала, его структурирование. Определение ценностных компонентов изучаемого материала ; Система диагностических методов ( текущий, рубежный, итоговый, операционный, промежуточный контроль ). Оценка эффективности ( критерии, показатели ); Система коррекционных мер ; Подготовка преподавателей ; Мотивация обучающихся
Отличия технологии и методики методика технология В методиках более представлены целевая и содержательная, качественная, вариативно- ориентированные стороны процесса обучения и воспитания Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если».
Отличия технологии и методики методика технология Отвечает на вопрос? Чему, зачем и как учить при организации преподавания конк ретного предмета Отвечает на вопрос? Как учить результативно и эффективно в конкретных педагогических условиях
Отличия технологии и методики методика технология Наука о закономерностях организации массового процесса обучения, о методах, способах, приемах, формах преподавания т.е. частная дидактика (теория обучения определенному предмету). Раздел педагогики о путях и средствах достижения наилучших результатов обучения
Отличия технологии и методики методика технология Предполагаемый результат неустойчивый. Возникает при обобщении опыта или изобретения нового способа представления знаний Результат задан изначально, устойчивым.
Признаки современных образовательных технологий : единство творческого замысла и алгоритма деятельности постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде личностное отношение к познавательной деятельности
Признаки современных образовательных технологий : взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов постоянная рефлексия над полученными результатами, выращивание « живого знания » диалоговая позиция
Тенденция Задача Технологии переход от обучения к учению поиск организационных форм освоения содержания образования модульно- рейтингового обучения, организации самостоятельной работы, дистанционного обучения, кредитная система
Тенденция Задача Технологии повышение наукоемкости образования Расширение спектра видов продуктивной образовательной деятельности проектной, учебно- исследовательской, научно- исследовательской, творческой деятельности
Тенденция Задача Технологии Возрастание роли информации в современном мире Организация работы с информацией РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/, информационные, проблемного обучения
Тенденция Задача Технологии Возрастание роли командной работы в современном мире Организация группового взаимодействия в образовательном процессе Организации группового взаимодействия, организации дискуссии, обучения на основе социального взаимодействия
Тенденция Задача Технологии Возрастание роли компетентности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития Развитие компетентности контекстного обучения
Тенденция Задача Технологии Возрастание роли субъектности и самостоятельности, необходимость учения «через всю жизнь» Осуществление учения рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности
Технология игрового обучения Примерная последовательность обучающей игры 1 этап : введение в игру : - Определение содержания данной игры - Анализ полученной информации и формирование игровых групп - Распределение ролей 2 этап – конструирование и форматов описания разрабатываемого объекта Ролевое общение в группах и форматному описанию объекта изучения 3 этап – оценка проектов групп - Обсуждение представленных проектов ( дискуссия ) 4 этап – экспериментальная реализация представленных проектов - Оценка проектов и деятельности игроков - Разбор игры
Технология рефлексивного обучения Технология рефлексивного обучения 1 шаг исследовательский Что и как я делал? 2 шаг критический Почему у меня не получилось? В чем я был не успешен? Что и почему я не знаю? 3 шаг «помощь» Что мне может помочь при решении этой проблемы? 4 шаг «прогноз» Как я могу решить эту проблему? Что я должен сделать? 5 шаг «деятельность» Я выполняю эти действия, чтобы решить возникшую ситуацию.
ПРИЕМЫ И СТРАТЕГИИ УЧЕБНОЙ РЕФЛЕКСИИ Прием « Плюс - Минус - Интересно » ( Автор Эдвард де Боно, 1968) Стратегия « Таблица - синтез » ( Составил Загашев И. О.) Стратегия « Знаю - Хочу узнать - Узнал » ( Автор Донна Огл, 1984) « Бортовые журналы » « Двойные ( двухчастные ) дневники » Стратегия « Трехчастные дневники » ( Автор Черил Форбс ) « Ключевые термины » « Свободное письменное задание » « Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания » « Пятиминутное эссе » « Письменное интервью » « Синквейн » « Портфолио » и др.
Вызов - вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу ( делают предположения ), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. Осмысление - читают, ( слушают ) текст, используя предложенные преподавателем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом, продолжают активно конструировать цели своего учения Рефлексия - соотносят новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления. Производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленной ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно - следственные связи. Важно, чтобы в процессе рефлексии учащиеся самостоятельно могли оценить свой путь от представления к пониманиюТРКМ
Технология проблемного обучения Этапы проблемного семинара Постановка учебной проблемы Поиск решения Выражение решения Реализация продукта
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С удивлением Между двумя и более положениями 1. одновременно предъявить противоречивые факты теории или точки зрения 2. Столкнуть разные мнения обучающихся вопросом и практическим заданием С удивлением Между житейскими представлениями обучающихся и научным фактом 1. Обнажить житейское представление обучающихся вопросом или практическим заданием на ошибку 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью
Тип проблемной ситуации Тип противоречия Приемы создания проблемной ситуации С затруднение м Между необходимостью и невозможностью выполнить задание преподавателя 1. Дать практическое задание невыполнимое вообще 2. Дать практическое задание не сходное с предыдущим