Внедрение дистанционных образовательных технологий, перспективы и риски
Выдержки из сочинений девятиклассников по теме «Школа будущего, какой я ее хочу видеть»: Школа будущего - это отсутствие школы, как таковой. Это - домашнее обучение с помощью компьютерных нововведений 21 века. Я имею в виду пакетную передачу данных непосредственно в мозг человека. … Хочу подытожить, что образование будущего тесно связано с развитием компьютерных технологий…
…Я считаю, что компьютер может помочь обучению и в других предметах, как учебное пособие. Хоть компьютеры – это дорогое удовольствие, но давайте представим себе компьютеризированную школу будущего: ученики этой школы не носят груды учебников, а имеют только маленький КПК (pocket PC), который соединяется с сетью Интернет по технологии Wi-Fi. И ученик сможет загрузить нужный параграф любого учебника… Выдержки из сочинений девятиклассников по теме «Школа будущего, какой я ее хочу видеть»:
… Было бы замечательно, если бы во время уроков мы могли путешествовать во времени, например, на уроке химии побывать в том времени, когда была составлена таблица Менделеева, или путешествовать в разных химических веществах. А на уроках биологии побывали бы в организме человека. Тогда и учиться было бы интереснее и легче. … ^ Одним словом, лучше было бы не сидеть в кабинетах и не решать однообразные примеры, а проникать в суть и пробовать всё самим… Выдержки из сочинений девятиклассников по теме «Школа будущего, какой я ее хочу видеть»:
Развернувшаяся в нашей стране модернизация системы образования невозможна без применения современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих обеспечить реализацию конституционного права на образование для широких слоёв населения.
Перспективы В современных условиях существует реальная возможность решить посредством дистанционных образовательных технологий следующие вопросы: - обеспечение доступности образования независимо от места жительства; - снижение себестоимости обучения; - повышение качества образования; - обеспечение равных условий для поступления одаренной молодежи в высшие учебные заведения независимо от места проживания;
Перспективы - обучение школьников конкретного класса по одному или нескольким предметам при наличии кадровой потребности в пределах одной школы; - обучение учащихся из разных школ по одному или нескольким предметам в пределах одного муниципального образования; - обучение старшеклассников из разных школ на профильном уровне по одному или нескольким предметам в пределах одного муниципального образования. - организация самостоятельной (дополнительной) подготовки к ЕГЭ, ГИА.
Организация профильного обучения Профильное обучение на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений развития образования. Однако проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Одним из решений вопроса может быть методика ДОТ.
Профильное обучение с элементами дистанционной формы
4 основные модели дистанционного обучения 1. интеграция очных и дистанционных форм об учения; 2. сетевое обучение (Интернет-технологии), которое в свою очередь может включать автономные курсы и информационно-образовательные среды (например, виртуальные школы); 3. сетевое обучение и кейс-технологии; 4. интерактивное видео (спутниковая связь, интерактивное телевидение).
В условиях развития современной системы дистанционного образования наиболее перспективными являются два пути его реализации. Первый связан с трансляционной моделью и основывается на идее принципиального единства дистанционного и очного образования как форм обучения, не отличающихся по типу отношений, существующих между обучающим и обучающимся в рамках образовательного процесса, а следовательно, основанных на общей дидактике и одинаковых формах учебных занятий. Дистанционное образование – обучение на расстоянии – обеспечивается, согласно этой модели, трансляцией на расстоянии с помощью современных средств телекоммуникации традиционных очных занятий, что позволяет на порядок (а с помощью аудио- и видеозаписи – на несколько порядков) увеличить вместимость учебных классов Пути реализации
Второй подход в западной образовательной традиции получил наименование корреспондент много, а в отечественной он наиболее созвучен с заочной формой обучения. В данном случае обучение на расстоянии от образовательного центра обеспечивается существенно более высокой степенью автономии ученика и исключением преподавания в традиционном смысле, что позволяет свести к минимуму число очных занятий. Средства и каналы телекоммуникации используются не для видео трансляции, а как средства доставки учебно- методических материалов и обеспечения интерактивности – общения между тьютором и учениками и учеников между собой в ходе индивидуальных консультаций и внутригруппового сотрудничества. Пути реализации
Риски Программно-технический аспект представляет собой один из наиболее серьёзных рисков при реализации дистанционного обучения. Необходимо обеспечить оснащение рабочих мест педагогов и учащихся: - подключением к Интернет со скоростью не менее 512 кбит/с; - мобильным компьютером с ОС Windows; - цифровыми образовательными ресурсами, интегрированными с АИС «Сетевой город. Образование». - В качестве среды дистанционного обучения оптимально использовать АИС «Сетевой город. Образование» в комплексе с системой обучения Мооdlе.
Риски При выборе модели и планировании внедрения ДОТ в систему образования Целинного района необходимо учесть следующие риски: - недостаточная скорость подключения школ к сети Интернет, при этом более половины школ не имеют технической возможности увеличения Интернет-трафика. - недостаточное методическое обеспечение внедрения ДОТ, необходима разработка пособий, рекомендаций, учебных модулей по применению ДОТ в системе общего образования. - недостаточная компетентность работников образования в области использования ДОТ в обучении.
Проблемы Компьютер не заменяет живого общения соответственно, e-learning имеет определённые ограничения в применимости. Дистанционное обучение не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности, мотивации, коммуникабельности.