Мастер-класс Брусенцовой С.А., учителя начальных классов МОУ «Кваркенская средняя общеобразовательная школа» Кваркенского района Оренбургской области «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ».
Цель мастер-класса: представление наиболее результативных элементов собственной системы работы, методических приемов, педагогических действий, обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач. Задачи мастер-класса: передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса; оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.
Технология мастер-класса. 1. Презентация педагогического опыта Одна из основных задач современной школы – помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Эффективность и качество обучения определяется не только точностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и развитием учащихся. Развитие в процессе обучения – целенаправленное и спонтанно изменяющееся формирование в структуре личности новообразований, проявляющихся в деятельности и охватывающих не только умственную, но и практическую, этическую, эмоциональную и физическую сферы самовыражения школьника.
Мышление – это творческий познавательный процесс, обобщенно и опосредствованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира. Виды мышления: - предметно-действенное - наглядно-образное - абстрактное (словесно-логическое)
Внимание – элемент сознания, которое характеризуется объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением. Виды внимания: - непроизвольное - произвольное - послепроизвольное
Память – одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Виды памяти: -наглядно-образная - словесно-логическая - эмоциональная
Диагностика 1 «А» класс 4 «А» класс
Динамика развития мышления
Динамика развития внимания
Динамика развития памяти
Диагностика познавательных (логических) способностей учащихся 4 классов год 4 «А» - экспериментальный
Динамика развития творческих способностей в целом
Качественный % знаний учащихся 4 «А» - экспериментальный
Технология мастер-класса. 2. Представление системы учебных занятий. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» Сеть творческих учителей Завуч.инфо - ИнтерГУ.ru -
Применяемые приёмы ТРКМ Кластеры ЗХУ «Толстые» и «тонкие» вопросы Прием «Верите ли вы?» Прием «Сравнительная таблица» («Концептуальная таблица») Стратегия «Чтение текста с пометками» (инсерт) Синквейн
Технология мастер-класса. 3. Проведение имитационной игры. На примере урока «Развитие творческих способностей» проводится учебное занятие со слушателями, демонстрируются приемы эффективной работы с учащимися. Слушатели одновременно играют две роли: учащихся экспериментального класса и экспертов, присутствующих на открытом занятии.
Технология мастер-класса. 4. Моделирование. Слушателям предлагается разбиться на группы, выбрать любую тему урока в 1-4 классе, выполнить самостоятельную работу по конструированию собственной модели учебного занятия в режиме технологии учителя-мастера. Далее проводится обсуждение авторских моделей учебного занятия.
Технология мастер-класса. 5. Рефлексия. Проводится дискуссия по результатам совместной деятельности.