Цели курса Получение необходимых языковых и социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста; Формирование практических умений в области стратегии и тактики речевого поведения в различных формах и видах деловой коммуникации.
Задачи курса Обретение необходимого системного комплекса профессиональных знаний; формирование языковых, социокультурных знаний в области коммуникативной компетенции будущего специалиста; развитие речевого мастерства для подготовки к профессиональным ситуациям общения (ведении переговоров, дискуссии и т.п.); формирование коммуникативной компетенции будущего специалиста; обучение профессиональному общению в области избранной специальности; формирование системы профессиональных, общечеловеческих, моральных, культурных и иных ценностей.
Учебно-методический комплекс (УМК) курса «Деловой русский язык»
Программа курса Модуль 1. «Деловая коммуникация». Деловое общение. Особенности деловой речи. Формы и культура деловой коммуникации. Деловое совещание Пресс-конференция Инновационные формы делового общения Традиционные жанры деловой коммуникации Специфические жанры деловой коммуникации.
Программа курса Модуль 2. «Устное и письменно деловое общение». Деловой этикет. Риторика. Паралингвистика Невербальная коммуникация Энергетика речи.
Программа курса Модуль 3. «Официально-деловой стиль». История официально-делового стиля. Язык деловых бумаг. Язык деловой переписки. Деловые письма
Программа курса Модуль 4. «Нормы деловой речи». Лексические нормы деловой речи. Фразеология деловой речи. Грамматические особенности устной и письменной деловой речи. Синтаксис устной и письменной деловой речи. Фонетические нормы деловой речи. Фонационные средства деловой речи. Дополнительный блок. «Выбор профессии».
Умения Освоив программу элективного курса «Деловой русский язык», учащиеся будут иметь навыки деловой речи, речевого этикета,научатся излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении, Знать, как организовывать речь в соответствии с видом и ситуацией общения; Ориентироваться в текстах официально- делового стиля, учатся работать со справочной литературой. Владеть умениями трансформировать вербально и невербально представленный материал в соответствии с коммуникативной задачей.
Элективный курс Имеет теоретико-практическую направленность и предполагает на базе теоретических сведений организовывать практическую работу. Деловые бумаги
На занятиях предусматриваются задания Индивидуальные; По группам; Творческого характера; Исследовательского характера; Задания по составлению и редактированию текстов и др.
Творческие работы «Основные функции общения» «Русские пословицы о языке, речи, общении» «Язык дипломатии и язык законов» «О каких жестах пишет в «Кратком руководстве к риторике» М. В. Ломоносов? Когда они используются и сто они означают» «Слово как действие в официальной коммуникации».
Деловая лаборатория Создание рекламы Подготовка презентации Написание рекламации Создании пресс-релиза Изменение стиля речи
Ролевая игра Дискуссии («Канцелярит – за или против») Совещания Пресс-конференция Интервью Невербальная коммуникация («Шахматы») Элементы ролевых игр и др.
Речевые практикумы Составление текстов Правка текстов Лингвистические игры Анализ речевых ситуаций т. п.
Работа в группах Дискуссионные группы Круговые презентации Работа в «пирамидах» Работа в «синдикатах» Мозговой штурм Групповые проекты Игры, практикумы
Кейс-метод Кейс-метод – это метод анализа ситуаций, когда необходимо осмыслить реальную жизненную ситуацию. По определенным правилам разрабатывается модель конкретной ситуации; отражается комплекс знаний и практических навыков, которые учащимся нужно получить; акцент образования переносится не на овладении готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учащегося и учителя. учитель выступает в роли ведущего, организатора процесса сотворчества. Демократия в процессе получения знаний, учащийся равноправен с другими обучающимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом применения метода являются не только знания, но и навыки профессиональной деятельности.
Положительные результаты деятельности учителя Творческое саморазвитие личности педагога; Работа с группой учеников; Систематизация, углубление имеющихся по предмету ЗУНов; Дополнительные знания по смежным дисциплинам: - этике; - эристике; - учение о риторе; - психологии; - основ менеджмента.
Положительные результаты деятельности обучающихся Творческий подход к непрерывному саморазвитию своих способностей в различных видах и жанрах делового общения; Развитие индивидуальности; Самопознание; Овладение устной и письменной деловой речью, развитие и совершенствование культуры письме в целом.
Результаты анкетирования Вопрос: «Считаете ли вы приемлемым включение курса «Деловой русский язык» в программу профильного обучения на старшей ступени общего образования. Обоснуйте свой ответ». Положительный ответ: 78 % Отрицательный ответ: 22 %