Информатика в начальной школе О содержании информатики во 2-м классе и ожидаемые результаты обучения. 1
Содержание информатики во втором классе строится в основном на первой из трех содержательных линий: 1. Информационные процессы и их автоматизация средствами ИКТ 2. Основы информационного моделирования 3. Основы информационного управления Содержание обучения информатики во втором классе 2
Цель обучения информатике во втором классе Во втором классе главная цель – сфокусировать внимание ребенка на том, что он давно видит, слышит, делает, но делает это неосознанно, непроизвольно, интуитивно, перевести его неосознанную информационную активность в осознанную информационную деятельность, с тем, чтобы: 1. Подготовить второклассника к восприятию учебных текстов при изучении информатики в третьем и четвертом классах. 2. Дать ему возможность познакомиться со структурой учебного комплекта, освоить ее. 3. Познакомить с терминологическим словарем по информатике и научить им пользоваться. 3. Научить его включать и выключать компьютер, запускать нужную программу, в том числе игровую, создавать элементарные тексты и рисунки, соблюдая правила техники безопасности и правила поведения в компьютерном классе. 3
Цель обучения информатике в начальной школе Стандарт школьного образования и выше изложенная авторская концепция обучения информатике в начальной школе определяют цель обучения информатике в начальной школе по нашему комплекту: 1. подготовить младшего школьника к восприятию учебных текстов при изучении информатики в основной школе на уровне понимания основных терминов 2. научить детей пользоваться современными средствами ИКТ на уровне начинающего пользователя, то есть на уровне, необходимом при обучении любым предметам в старших классах (оформить доклад/реферат, создать презентацию, найти необходимую информацию в Интернете и пр.) 3. способствовать развитию интеллекта младшего школьника 4
Структура УМК для второго класса Учебник – основа УМК Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Рабочая тетрадь 1 Рабочая тетрадь 2 Контрольные работы в двух вариантах Электронное пособие Методические рекомендации Плакаты - всего 12 5
С чего начинаем? Начинаем с активизации внимания школьника на том, что ему известно из личного житейского и учебного опыта, называя вещи терминами информатики: Часть 1. Виды информации, человек и компьютер Человек и информация В мире звуков Какая бывает информация Источники информации Приемники информации Радио и телефон (каналы связи) Компьютер как инструмент обработки информации Все просто. Второкласснику все понятно. Ничего не надо объяснять. Надо лишь должным образом сфокусировать его внимание на известных явлениях действительности. 6
О чем говорим во второй четверти Продолжаем направлять внимание школьника на то, что ему известно из личного житейского и учебного опыта, называя вещи терминами информатики, понемногу добавляя новые знания: Часть 2. Кодирование информации Носители информации Кодирование информации Алфавит и кодирование Письменные источники информации Языки людей и компьютеров Текстовая и графическая информация Все по прежнему просто и понятно. Постепенно выстраиваем определенную систему известного и нового. 7
О чем говорим в третьей четверти Продолжаем направлять внимание школьника на то, что ему известно из личного опыта, расширяем круг используемых терминов информатики, начинаем понемногу «заглядывать» в тайны внутренней «жизни компьютера»: Часть 3. Числовая информация и компьютер Числовая информация Время и числовая информация Число и кодирование информации Код из двух знаков Помощники человека при счете Память компьютера Все по прежнему просто и понятно. Начинаем неявно встраивать в понимание ребенка терминологические «параллели» и «ассоциации»: текстовая /графическая/числовая информация, знак-число-код-память и пр. 8
Чем заканчиваем учебный год Вводим важное понятие – «данные» и всю четвертую четверть работаем с этим понятием, «связывая» его с компьютером: Часть 4. Данные и компьютер Данные Смысл текстовых данных Передача данных Компьютер и обработка данных Уже не так просто и понятно, если бы с этого начинать. Но постепенное движение от простого к сложному позволяет преодолеть трудности и, как правило, большинство детей осваивать весь учебный материал второго класса. В этом помогают: четкая и единообразна структура каждого параграфа, выполнение заданий в рабочей тетради и на компьютере, регулярная работа с новыми словами и терминами, тексты для домашнего чтения и, конечно, плакаты. 9
Рабочие тетради Рабочие тетради предназначены для работы головой и руками на бумаге. Во время работы в рабочей тетради происходит: 1. Закрепление пройденного теоретического материала в процессе выполнения заданий (ребенок пропускает теорию через себя, читая задание и выполняя его) 2. Развитие тактильных навыков и мелкой моторики руки, что непосредственно влияет на развитие двигательного интеллекта школьников – важной составляющей общего интеллекта 3. Развитие общего интеллекта за счет постоянного интеллектуального напряжения и освоения средств и методов работы с информацией, за счет необходимости работать с различными формами представления информации и реализации постоянной необходимости преобразовывать информацию из одной формы в другую. 10
Контрольные работы для второго класса В каждой рабочей тетради – вкладыш для контрольных работ в двух вариантах по одной контрольной в четверть и одна годовая контрольная. Контрольные для компьютерного практикума предусмотрены в диске для второго класса. В отличие от заданий и упражнений к уроку, которые можно выполнять в любом порядке и делать неоднократные попытки выполнить упражнение снова и снова до полного его освоения, в контрольных работах предусмотрено только последовательное выполнение все «связанных» между собой заданий с автоматическим подсчетом верно и неверно выполненных и выставлением соответствующих баллов. Особенностью работы на компьютере с помощью диска является перераспределение внимания между освоением компьютера и закреплением дважды пройденного теоретического материала: по учебнику и в рабочих тетрадях. Без особой теоретической нагрузки, ребенок с интересом выполняет упражнения, косвенно осваивая компьютер, как инструмент. 11
Электронное пособие для 2-го класса и ЦОР Для второго класса существует два варианта электронной поддержки: 1. Электронное пособие на диске 2. Цифровые образовательные ресурсы в сети интернет Электронное пособие для второго класса на диске содержит разнообразные виды заданий, клавиатурный тренажер и тренажер мыши, развивающие упражнения и развивающие игры. Все задания и упражнения связаны между собой логикой и последовательностью предъявления содержания в учебнике. Иерархическая структура диска позволяет легко ориентироваться в его ресурсах. Работа с диском способствует развитию интеллекта и системного мышления школьников. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) отличается от электронного пособия на диске в том, что состоит из набора не связанных между собой заданий, тренажеров, упражнений, игр и так далее, размещенных на сайте … в сети Интернет и учитель может скачивать и использовать их при подготовке к уроку и на уроке. 12
Методическое пособие и электронное приложение на CD Для облегчения подготовки к уроку желательно использовать методическое пособие, а для проведения урока – приложение на CD и цифровые образовательные ресурсы из Интернета. 13
Обязательные условия развития интеллекта детей во втором классе Информатика в начальной школе направлена на развитие общего и социального интеллекта*), памяти, логического, образного и деятельностного мышления.общего социального интеллекта Для успешного обучения информатике и развития интеллекта детей во втором классе необходимо: 1. Любить детей и предмет – только от любимого учителя, которому ребенок доверяет, ему хочется «впустить» учителя в свой внутренний мир и присвоить сказанное им себе, то есть превратить информацию в знания и личностный багаж 2. Развивать интерес к предмету – так как в этом возрасте именно простой интерес есть главная движущая сила восприятия информации и перехода ее из кратковременной в долговременную память 3. Не контролировать знания, а подводить итога занятия – так как в этом возрасте контролировать еще нечего, можно только научить детей языку информатики и пониманию ими смысла новых слов (терминов информатики)! 4. Можно ставить отметки, но выявляя знания, то есть за ЗНАНИЯ, а не за незнание! Только при наличии этих трех составляющих каждый урок информатики во втором классе будет способствовать гармоническому развитию личности младшего школьника и развитию его интеллекта! интеллекта *) Социальный интеллект - способность человека правильно понимать свое поведение и поведение других людей в обществе. Данная способность необходима человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации. Социальный интеллект реализует познавательные процессы, связанные с отображением человека как партнера по общению и деятельности. 14
Ожидаемый интеллектуальный результат обучения во втором классе К концу второго класса ребенок должен (если выполнены все условия и соблюдены принципы обучения): Понимать значения терминов информатики, таких как «зрительная информация», «звуковая информация», «вкусовая информация», «обонятельная информация», «осязательная информация», «текстовые данные», «числовые данные», «графические данные», «код», «кодирование», «обработка данных» и некоторые другие. Узнавать объекты информатики в окружающей действительности и называть их в терминах информатики («источник информации», «приемник информации», «канал связи», «носитель информации», «средство обработки информации» и т.д.). Давать характеристику информационных объектов (описывать их устно и письменно) по схеме: имя объекта, назначение, форма, цвет, материал Знать, что компьютер – это инструмент для хранения и обработки текстовых, числовых, графических, звуковых и мультимедиа данных, для их передачи. Создавать простые информационные модели объектов реальной действительности в виде текста, рисунка, схемы, таблицы на основе личного наблюдения за ними Приводить примеры сбора, хранения и обработки информации и данных из собственного жизненного опыта Решать простые логические задачи 15
Ожидаемый практический результат обучения во 2-м классе Выпускник второго класса начальной школы должен освоить элементарные действия : с компьютером, папками и файлами включать/выключать компьютер запускать игру/программу открывать/закрывать папки и файлы создавать /удалять папки и файл, давать им имена копировать папки и файлы, сохранить файл как … находить нужный документ по имени файла на компьютере: создавать и редактировать простой текст, презентацию, рисунок пользоваться электронными пособиями для начальной школы 16
Содержание информатики в начальной школе коротко описывается тремя крупными разделами (содержательными линиями, о чем было сказано выше), в соответствии с разработками РАО, адаптированной в соответствии с возрастными и психологическими особенностями младших школьников: 1. Информационные процессы и их автоматизация средствами ИКТ – основообразующая идея учебника для 2-го класса 2. Основы информационного моделирования – основообразующая идея учебника для 3-го класса 3. Основы информационного управления – основообразующая идея учебника для 4-го класса Так было задумано и изначально реализовано содержание информатики как первой ступени непрерывного обучения со 2 по 11 класс. После принятия административного решения ввести информатику с третьего класса, пришлось весь учебный материал второго класса «вместить» в первую главу учебника для третьего класса, неоправданно осуществив «сжатие» информации. Отсюда следует, что при изучении информатики с третьего класса значительно большая нагрузка ложится на плечи учителя, и увеличивается информационное и интеллектуальное напряжение детей при изучении курса. Но в данном случае – лучше хуже, чем никак! Велики ли потери, если обучение начинать с третьего класса? 17
Таким образом: Обучение во втором классе – это пропедевтика курса информатики в начальной школе. Следовательно необходимо и достаточно, если на уроках информатики во втором классе школьники: получат первичные представления об объектах информатики на основе активизации их знаний и личного опыта сбора, хранения, передачи и обработки информации научатся видеть объекты информатики в разных жизненных ситуациях и описывать их с использованием терминов информатики научатся приводить примеры использования информации в жизни человека, в том числе из собственной жизни, активно используя термины информатики в своей устной и письменной речи Освоят правила техники безопасности и научатся использовать компьютер для решения элементарных информационных задач: поиска информации, ее хранения, преобразования и передачи средствами современных информационных технологий, используя электронное пособие для второго класса и стандартные прикладные программы (текстовый и графический редакторы). Шестой слайд 18