Обобщающий урок по теме,,Однородные члены предложения,,
План урока 1. Понятие об однородных членах Однородные и неоднородные члены предложения Основные схемы предложений с однородными членами Тренировочные упражнения
Однородные члены предложения 1. Должны относиться к одному и тому же слову; 2. Отвечать на один и тот же вопрос. 3. Однородные члены могут быть как одиночными,так и распространенными.
Однородные и неоднородные определения Однородные: 1. Характеризуют предмет с одной стороны:по цвету,форме,размеру… 2. Создают единое впечатление о предмете(т.е.можно все назвать одним словом) 3. Сочетание одиночного прилагательного с причастным оборотом 4. Второе определение поясняет первое. Неоднородные: 1. Характеризует предмет с разных сторон; 2. Когда одно определение выражено прилагательным,а другое местоимением или числительным
Расставить знаки препинания,определив однородность или неоднородность определений. 1. Всю реку запрудил мелкий сплошной пропитанный водой лед. 2. Кругом была та же мрачная строгая дикая природа. 3. Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого березового листа. 4. На нетронутом снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый извилистый нечеткий след,какой оставляет раненый зверь
Проверка 1. Всю реку запрудил мелкий, сплошной, пропитанный водой лед. 2. Кругом была та же мрачная, строгая, дикая природа. 3. Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого березового листа. 4. На нетронутом снегу пустынной лесной дороги вился за ним вялый, извилистый,нечеткий след,какой оставляет раненый зверь
Схемы предложений с однородными членами 1. Литература есть создание народа цвет и плод его духовной жизни. 2. Над полями и лесами над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на родину. 3. Пыль окутывала и машину и генерала с шофером и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта.
3. Пыль окутывала и машину, и генерала с шофером, и примолкших на задних сиденьях небритого майора и рослого сержанта. [иO,и О,и ОиО].
1. Литература есть создание народа, цвет и плод его духовной жизни. [O,OиO].
2. Над полями и лесами, над широкими реками и голубыми озерами летят птицы, возвращаясь на родину. [OиO,OиO…].
Построить схему предложения, расставить знаки препинания 1. Свежей зеленью украшали люди себя и свое жилище и сбруи лошадей. [O, и О, и О].
Маленький тест с последующей оценкой в журнал 1. Укажите предложение с неоднородными определениями: а)У нее был звучный смелый голос. б)Осенью откроется выставка молодых московских художников. в)Были построены специальные залы восхищающие своей изысканной строгой красотой
2. Какому предложению соответствует характеристика:простое,повести.,невоскл.,распрост.,односоставное,полное,ослож.однород.дополнениями,выраженными существительными: А)В саду сажают крокусы тюльпаны и другие зимующие растения. Б)Вопросы к докладчику удивляли своей простотой и точностью и демонстрировали интерес к проблеме. В)Жизнь без надежды как птица без крыльев
3. Укажите ряд,в котором все союзы могут связывать однородные члены предложения А)или, либо,и; Б)когда,но,а; В)и,либо,едва
4. Сколько рядов однородных членов в предложении « Радость у человека может вызвать большое событие и незначительный случай мимолетное слово звук тишина цвет неба форма резного наличника на окне мелькнувшей по дороге избы». А)2; Б)3; В)1; Г)ни одного.
5. В каком предложении союз И связывает однородные члены? А).Есть и такие горе- спорщики которые ведут себя самым непозволительным образом. Б)Ну а что же творит и открывает современный писатель? В)Месяц светил в окно и мягкие сумерки от него играли на земляном полу.